Председатель правительства Коми Владимир Тукмаков поручил Министерству труда и социальной защиты населения подготовить законодательную инициативу по внесению изменений в закон об опеке и попечительстве.
Соответствующее поручение премьер-министр региона дал сегодня, 27 марта, на заседании правительства, где были озвучены итоги работы органов опеки и попечительства.
Предложение о необходимости проверять биографию потенциальных опекунов и членов их семей озвучила детский омбудсмен в Коми Нелли Струтинская.
Как отметил в своем докладе министр труда и соцзащиты Илья Семяшкин, в республике есть необходимость повышения качества контроля условий проживания детей в замещающих семьях.
В Коми на территории каждого муниципального образования на базе учреждений социального обслуживания населения созданы службы сопровождения замещающих семей, в работе которых задействованы специалисты отрасли социальной защиты, на сопровождении которых находится 387 замещающих семей. Создаются кабинеты индивидуального психологического консультирования замещающих семей на базе служб сопровождения, а также путем создания таких служб на базе организаций для детей-сирот. Финансирование данных мероприятий осуществлялось за счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В итоге сократилось количество отмененных решений о прекращении опеки (попечительства): в 2014 году – 88 решений, в 2013 году – 101 решение, в 2012 году – 112 решений.
Поэтому предстоит большая работа по созданию и развитию системы профессионального сопровождения замещающих семей в период адаптации и на последующих этапах жизни несовершеннолетних подопечных.
Свой анализ проблематики представила уполномоченный по правам ребенка в регионе Нелли Струтинская. Среди всех обращений к омбудсмену вопросы опеки и попечительства занимают третье место.
Ряд проблем требуют решения. Так, по мнению Струтинской, в органах соцзащиты недостаточно специалистов органов опеки. На службе сегодня лежит огромный объем работы, все это не позволяет качественно проводить работу по выявлению неблагополучных семей, так как разовые посещения мало что дают.
Отмечается также недостаточная квалификация у специалистов органов опеки, например недостаточное знание таких предметов, как психология и конфликтология.
Наконец, по словам Н. Струтинской, подбор кандидатов в опекуны тоже требует серьезной доработки. Так, например, недостаточно прописаны требования к кандидату и членам его семьи. Сегодня человек, желающий оформить опеку над ребенком, составляет автобиографию на себя, а правдивость ее никто не проверяет. Не интересуется служба опеки и личностями других членов семьи, хотя среди них могут быть люди, которые уже привлекались к ответственности правоохранительными органами за различные правонарушения, а, возможно, и преступления. Факты, к сожалению, говорят о том, что и опекуны не всегда бывают "розовыми и пушистыми".
Поэтому, по мнению омбудсмена, нужно законодательно закрепить обязанность социальных служб осуществлять проверку кандидатов в опекуны через органы местного самоуправления и через правоохранительные органы.