Сегодня будут подведены итоги конкурса на зимний символ Республики Коми.
После жарких обсуждений среди множества самых разнообразных предложений — от варежек до обнимающихся медведей - жюри выберет одно изображение, которое должно стать брендом региона.
Среди претендентов на победу - работа художника-этнофутуриста Юрия Лисовского — лось на фоне закатного солнца. По мнению кандидата филологических наук, специалиста по традиционной культуре Павла Лимерова, этот вариант зимнего символа наиболее приемлем по ряду причин.
Как рассказал БНК Павел Лимеров, состоящий в жюри конкурса, большая часть работ, претендующих на то, чтобы стать зимним символом региона, или не имеют никакого отношения к Коми, или стилистически не выдержаны, или не имеют под собой основательной концепции.
"Если мы говорим именно о символе, то нужно помнить, что символ должен что-то обозначать, за ним обязательно должна быть какая-то тайна, интрига, сюжет. Из всех предложений самым содержательным, на мой взгляд, было изображение Полярной звезды, сделанное Анатолием Неверовым. Но мировые мифологии не знают примера такого изображения. Традиционный образ звезды – это мифологический персонаж. К примеру, в мифологиях некоторых народов Полярная звезда называется "лось", то есть предполагается некий мифологический сюжет, связанный с этим персонажем. Можно вспомнить и сюжеты античной мифологии, которые легли в основу названий многих созвездий. Кроме того, Полярная звезда является астрономическим ориентиром и обозначает направление пути для путешественников, моряков и туристов во всем мире. Такой символ трудно привязать только к одной территории, и только к одному временному периоду – зиме. И еще один важный момент – на государственном флаге Удмуртии уже изображен символ, графический схожий с изображением Полярной звезды Анатолия Неверова".
С Юрием Лисовским и его творчеством Павел Лимеров знаком давно: они стали заниматься совместными проектами еще с начала 1990-х годов, вместе работали над недавно вышедшей книгой "Пословицы и поговорки коми народа".
"После одного из заседаний комиссии по выбору символа, я вспомнил об одной замечательной картине Лисовского с изображением лося, и подумал: вот же он, зимний символ Коми! Я сразу же предложил Юрию на основе этой картины создать эмблему и подать заявку на конкурс. Что он и сделал", - рассказывает Павел Лимеров.
Предлагаемая эмблема репрезентативна, проста в исполнении, стилистически оригинальна, она полностью соответствует духовной культуре Коми.
"Образ лося, наряду с образами медведя и утки (гуся, лебедя) входит в число древнейших символов Уральского мира. В мифологии древних финно-угров эти образы участвовали в двух разных космогонических сюжетах: если утка (гусь, лебедь) являлась главным персонажем мифа о сотворении мира, то медведь и лось (лосиха, олень) были героями мифа о небесной охоте. Согласно сюжету о сотворении мира, утка доставала землю со дна первичного океана или же сносила яйцо, из которого происходили земля, небо и светила, т.е. по сути, утка символизировала космическую силу, ответственную за мироздание, пространство для жизни людей. По сюжету небесной охоты, медведь убивал солнечную лосиху на закате дня, но лосиха возрождалась на востоке и погоня начиналась вновь. Сюжет объяснял смену дня и ночи, весенне-летнего и осенне-зимнего периодов, т.е. медведь и лось символизировали мировые силы, управляющие временем людей. Логика древних людей исходит из того, что уход одного мифологического персонажа предполагает возвращение другого: медведь просыпается (выходит) весной, и ложится в спячку (уходит) осенью, осенью начинается период гона диких копытных, т.е. предполагается выход лося и завершается весной, временем охоты на лося", - комментирует концепцию эмблемы Павел Лимеров.
Описываемый ученым сюжет связан и с символикой древнего коми промыслового календаря.
"Смысл в том, что календарь делит год на два периода: медведя и лося. Период медведя – это весенне-летний сезон, лося — осенне-зимний. Получается, нам ничего не нужно придумывать. У нас уже есть зимний символ — это лось. К тому же эта эмблема может быть легко брендирована и воспроизведена в сувенирной атрибутике региона", - заключает Павел Лимеров.


