В Коми продолжаются споры по поводу отмены обязательного изучения коми языка школьниками Воркуты. В акции северян намерены подключиться и более южные города. Между тем, полемика выходит за рамки чисто языковой.
На днях позицию воркутинцев в своем блоге прокомментировал председатель Общественного совета заполярного города Владимир Тищенко. Приведя четыре основных аргумента против изучения коми, он перешел в область историко-культурных тезисов.
"Почему Вам уважаемые Коми-ястребы, не пойти другим путем, путем интереса к культуре и языку как выражению этой культуры? Почему не сделать историю Коми интригующей, захватывающей, что бы в мыслях ребят были не ниндзя и викинги, а оленеводы и простые Коми воины? Я понимаю, что история Коми и их жизнь равносильна ситуации в институте благородных девиц в 1874 году, тут всегда было спокойно и тихо, а о воинственности Коми легенды ходили только в районе Марса, потому на Земле никто не слышал о великих воинах Коми. Давайте все же установим еще один факт, культура Коми никоим образом не повлияла на становление России и ее культуры, и более того не повлияла на становление Республики Коми ее экономической и социальной структуры", - пишет он, отказывая региону в исторической роли по отношению к государству.
Однако с этой позицией не согласился специалист по коми мифологии и фольклору, кандидат филологических наук Анатолий Панюков. Соглашаясь с тем, что живя в Республике Коми, ее жители почти ничего не знают об истории этого края, о культуре пермян - предков нынешних коми, он замечает, что, к сожалению, то же самое можно сказать и о познаниях земляков в истории Российского государства и культуре русских.
"Мало кто знает, что на самом деле судьба Московской Руси решалась именно здесь, на пермской земле, - сообщил ученый. - Кто знает, что бы стало с Россией, если бы Дмитрий Шемяка не кинулся воевать с Пермью, а привлек ее в союзники? Если бы пермяне не стали воевать с "югрой"? Ведь именно отсюда, с Перми Вычегодской было совершено пять военных походов за Урал, определивших будущую, Евразийскую судьбу России. Мы не любопытны и не задаемся вопросами: почему коми-зыряне никогда не были крепостными? Почему на гербе Княжпогостского района изображена шапка Мономаха? Почему при всей ортодоксальности христианства в XIV в. древнепермский язык стал языком священного Писания, и службы в церквях исполнялись на родном языке, когда первый русскоязычный перевод библии появился только в XIX в., а богослужебным языком русский язык так и не стал? Конечно, за четыреста лет мира (до гражданской войны XX в.) из исторической памяти коми-зырян многое стерлось, да и не нужно было культуре охотников придумывать войны, чтобы утолить адреналиновый голод, и тем более для того, чтобы освоить ту самую Евразию от Мурманска до Алтая".