В Общественной палате Республики Коми состоялась информационно-консультативная встреча членов и экспертов палаты с руководителем Агентства Республики Коми по туризму Юлией Рыбаковой.
Участники встречи задали много вопросов руководителю ведомства, однако ответы Е.Рыбаковой не удовлетворили присутствующих. Весь смысл сказанного руководителем профильного ведомства свелся к тому, что она не усматривает актуальных турпродуктов в муниципалитетах, не видит смысла в активизации мероприятий на территории финно-угорского этнопарка и не находит нужным вести учет туристов, привлекаемых по линии возглавляемого ею ведомства.
Ее рассказ о кластерах, линейках проектов, целевых рынках, дорожных картах и территориальных сегментах члены палаты попытались перевести разговор из теории в плоскость практики. Всех интересовало, когда в Коми все же будет развит въездной и внутренний туризм, и что для этого делает профильное ведомство?
Чиновница привела в пример мультифестиваль "Ыбица", который, правда, является событийном продуктом компании "Ыбица продакшн", а не агентства. Из своих же идей Юлия Рыбакова назвала фестиваль "Люди леса", подчеркнув, что его посетили 15 тысяч человек.
Член палаты Дарья Шучалина усомнилась в том, что все эти 15 тысяч – реальные зрители, поскольку мероприятие проводилось в День города в самом центре столицы Коми - на Стефановской площади - где трудно разделить людей на тех, кто пришел непосредственно на фестиваль от мимо двигавшихся по своим делам прохожих.
В ответ Ю.Рыбакова отметила что это не ее статистика. Это данные полиции, у них своя методика. Я в это не вникаю", - заявила руководитель Агентства по туризму.
Дарья Шучалина в качестве наглядного примера привела "Ыбицу", которую в этом году посетили свыше 19 тысяч человек. Объективность этого показателя доказана соответствующим количеством розданных на входе людям программок организаторами мультифестиваля.
"И вообще, может, вам стоит проводить мероприятия в этнопарке? Чтобы и сам парк активнее использовать, и туристов подсчитывать по той же системе, что и у организаторов "Ыбицы"?", - предложила Д.Шучалина.
Ю.Рыбакова ответила, что не может проводить мероприятия, тех же "Людей леса", вне Сыктывкара, поскольку власти муниципалитета попросили устроить фестиваль именно в столице Коми, дабы развивать городскую среду. "Насчет этнопарка – не вижу смысла так далеко возить гостей. Подсчитывать же число туристов… а зачем?", - недоумевала Ю.Рыбакова.
Между тем, в начале встречи в своем выступлении руководитель Агентства рассказывала о больших планах на этнопарк, о необходимости вложений в него дополнительных инвестиций ради расширения возможностей для деятельности. А также сетовала на то, что Агентство привлекает туристов, но затрудняется назвать точное их количество из-за сложностей ведения подобного рода учета.
Впрочем, противоречия между заявленными планами и ответами на вопросы общественников вскрывались за час дискуссии еще не раз. Так, Павел Поташов попытался добиться от чиновницы изложения конкретики в достижении цели по превращению Коми в туристскую мекку.
"Вы нам предметно ответьте, пожалуйста: чем Коми может привлечь россиян и иностранцев? Чем мы отличаемся от других регионов, чтобы предложить отдыхающим какой-то оригинальный, эксклюзивный продукт?", - спросил П.Поташов.
Ю.Рыбакова ответила лишь, что республика может привлекать туристов девственностью природы.
Павел Поташов отметил, что на природе надо что-то делать, как-то развлекать людей. Самый востребованный вид отдыха – это рыбалка. Однако таких турпроектов Агентство вроде как не реализует. "Ну, так, конечно. Кто же захочет связываться, если рыбу ловить нельзя?! – заявила Юлия Рыбакова. – Я говорила с туроператорами. Они мне сказали, что пока не изменятся правила игры, инвестировать в проекты с рыбалкой деньги невыгодно".
Собравшиеся припомнили ей тезис, который она озвучила в начале встречи, о том, что Агентство собирается раскручивать бренд Коми как экореспублики, делая ставку на времяпрепровождение туристов на природе.
Ю.Рыбакова пояснила, что имела в виду проекты по посещению нацпарка и других природоохранных территорий. На что члены палаты ей заявили, что вообще-то администрации тех же "Югыд ва" и Печоро-Илычского заповедника сами прекрасно справляются с этой миссией, причем уже десятками лет.
Члены палаты дали дельный совет: отладить систему туров выходного дня, чтобы уик-энд и сами северяне, и гости республики проводили с пользой, посещая интересные уголки республики. Однако Ю.Рыбакова засомневалась в перспективности этой идеи из-за высоких цен на перелеты.
Галина Лапшина подсказала задействовать национальную кухню для гурманов. Чтобы путь к сердцу туристов проложить через желудок. Юлия Рыбакова воодушевленно приписала Агентству торговлю коми выпечкой на все той же "Ыбице", похваставшись, что ела шаньги с самим спикером Госсовета Игорем Ковзелем, и пообещала накрыть лепешками всю республику через 3 года.
"Так вы бы за поеданием ватрушек и порешали с Ковзелем проблемные вопросы, которые вам мешают развивать туры: по тем же ценам на проезд", - не удержался от иронии Павел Поташов.
На что Юлия Рыбакова отметила, что уже обо всем в плане продвижения национальной гастрономии договорилась с врио главы Коми: "Мы с Вячеславом Гайзером уже все обсудили", - заявила она, не раскрывая однако деталей.
Дарья Шучалина поинтересовалась, почему гранты муниципалитетам будут выделены всего на 1,2 миллиона рублей и только осенью. "Муниципалы же физически не успеют качественно освоить деньги до конца года. Сейчас сезон дождей. Для строительства и обустройства туринфраструктуры самый удачный период – лето. Соответственно, гранты разумнее было выдавать весной", - сказала Д.Шучалина.
Ю. Рыбакова сказала, что кто не успеет потратить гранты до конца 2014-го, сможет это сделать в течение 2015-го.
"Еще одна проблема, которая волнует муниципалитеты: нехватка автобусов. Местные власти готовы их закупить, если вы выделите субсидии, - отметила Д.Шучалина. - Транспорт можно будет предоставлять местным же туроператорам для того, чтобы они возили внутри своего района и в соседние людей на те же туры выходного дня".
Руководитель Агентства и руководитель Корпорации в один голос заявили, что не считают это проблемой, поскольку с заявкой обратился к ним только один Усть-Куломский район. На предложение Шучалиной все же промониторить ситуацию в остальных 19-ти муниципалитетах, поскольку сигналы оттуда ей как члену общественного совета при Агентстве по туризму уже поступают, они лишь пожали плечами.