Уже со следующего года у студентов, учащихся на четверки, появится возможность перевестись с платного отделения на бюджет.
По информации "Известий", соответствующие поправки Минобрнауки планирует внести в действующий на сегодня приказ "Порядок и случаи перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное".
Согласно действующим правилам, право на переход с платного обучения на бесплатное имеет учащийся, который на момент подачи заявления не имеет академической задолженности, дисциплинарных взысканий, задолженности по оплате обучения, а также сдавший экзамены за два семестра обучения до подачи заявления на "отлично".
Именно последний показатель предлагается изменить, добавив к действующему "отлично" также и показатель "хорошо". Таким образом, в случае если ученик закрыл две сессии на четверки, то у него есть возможность перевестись на бюджетное отделение при наличии мест.
"В целях стимулирования успеваемости студентов министерством разработан ряд изменений. Такая возможность теперь распространяется не только на студентов-отличников, но и на тех, кто сдал экзамены за два последних семестра обучения, предшествующих подаче заявления, на оценки "хорошо". Статистика показывает, что такая формулировка значительно расширяет количество студентов, имеющих данную возможность. Тем самым создается новый механизм стимулирования, призывающий к хорошей успеваемости, а не к формальному получению удовлетворительных оценок", — пояснила пресс-служба Минобрнауки.
Решение о переходе учащихся с платного на бесплатное отделение принимается специально создаваемой вузом комиссией, которая также учитывает мнение студенческого союза по поводу той или иной кандидатуры. В случаях если учащийся несовершеннолетний, то к вынесению решения также допускается и совет родителей высшего учебного заведения.
Для того чтобы закрепить шансы обучающегося для перехода на бюджет, к заявлению также можно приложить документы, подтверждающие особые успехи в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности.
В случаях если на одно место претендуют два и более кандидата, то в первую очередь приоритет отдается обучающемуся с более высокими результатами промежуточной аттестации, а уже во вторую очередь отнесены ученики, имеющие успехи в общественной, научной и культурно-творческой деятельности.
"Это шаг по направлению к стимулированию у студентов желания учиться. Важно дать шанс студентам с хорошей успеваемостью переходить на бюджетные места, при наличии таковых. В целом нужно смотреть на общую академическую успеваемость студента, чтобы понять, действительно ли он проявляет интерес к обучению и стоит ли давать студенту шанс на бесплатное обучение", — отмечает директор Института развития образования НИУ "Высшая школа экономики" Ирина Абанкина.
Ректор МФТИ Николай Кудрявцев в целом одобрил идею ведомства, но считает, что в связи с этим потребуется увеличение количества бюджетных мест.
"Нужно исходить из требований бизнес-сообщества и смотреть, каких специалистов больше "потребляют", и предоставлять больше бюджетных мест там. Это более современный подход, который может учитывать связь с потребностями рынка труда. Платное образование стало доходным делом и было раскручено до больших величин, которые не нужны", — отметил Кудрявцев.