Евро обречен, уже не первый год повторяет один из самых известных евроскептиков в мире, глава Saxo Bank Ларс Сейер Кристенсен. Но сейчас он уверен, что евро упадет совсем скоро, и предлагает на этом заработать.
"Вынужден признать, я немало удивлен устойчивостью евро в последние месяцы. Уверен, армия аналитиков, опирающихся на уже свершившиеся факты, сможет найти этому логическое объяснение. Но, по правде говоря, мало кто из них еще год назад прогнозировал возможность движения евро к области 1,4. Однако мы к ней подобрались почти вплотную. Впрочем, это не разубедило меня в том, что реальность и законы гравитации все-таки снова заработают на крупнейшем в мире финансовом рынке.
Я считаю евро изначально плохой затеей. Я ненавижу евро — если финансовый актив можно ненавидеть. Его появление сопряжено со многими жертвами, с множеством разрушенных стран, с целым потерянным поколением молодежи в Южной Европе и возвратом к тоталитаризму в ключевых европейских странах. Поэтому — да, я ненавижу евро. Исчезнув в один прекрасный день, он оставит после себя печальные и страшные воспоминания об этом безответственном и опасном эксперименте, который повторять нельзя. Кроме того, нам придется заплатить за него гигантскую экономическую и человеческую цену. И все же лучше сделать это сейчас, пока еще не поздно. Восстановление придет гораздо быстрее, если устранить главную причину болезни.
Признаю, наивно полагать, что евро можно устранить в обозримом будущем: слишком много политического капитала инвестировано в этот проект. Огромная бюрократическая машина Европы и особенно политическая элита, поддерживающая ЕС, сделают все, чтобы не допустить провала евро, по крайней мере до тех пор, пока провал не стал неизбежностью. А это может произойти под давлением избирателей (даже несмотря на то, что в постдемократической политической культуре их мнения обычно не спрашивают) или под давлением рынков, которые наконец-то вспомнят о своей роли, искаженной кризисом,— распределение капитала и рациональное определение стоимости денег и активов.
Но если уж нам суждено жить этой валютой массового уничтожения, то почему бы не подзаработать на ней? Думаю, можно предположить, что евро либо уже сформировал вершину на подходе к 1,4, либо очень близок к этому. В торговых терминах это означает открытие короткой позиции на текущих уровнях и ее постепенное наращивание в случае повторного тестирования недавних максимумов. С технической точки зрения рост вполне возможен, но он будет непродолжительным и весьма скромным. Также обратите внимание на то, что волатильность опустилась к минимумам относительно исторической нормы, поэтому продажа через опционы представляется наиболее выгодной стратегией с низкой степенью риска.
Почему можно говорить о формировании циклических максимумов? Думаю, об этом свидетельствует несколько факторов.
1. Экономика чрезвычайно слаба во всей Европе, и евро здесь совершенно лишний.
2. Еврозона хочет дешевый евро — и ей это действительно нужно. ЕЦБ не умеет девальвировать свою валюту так же хорошо, как это делают другие центробанки, да и не стремится к этому, но текущий валютный курс слишком высок даже для беспечного ЕЦБ.
3. Дефляция уже почти стала реальностью, и, полагаю, ее вероятность значительно выше 20%, прогнозируемых МВФ и другими официальными лицами.
4. Бундесбанк уже не так жестко противостоит количественному смягчению. Недобрый знак, поскольку он является единственным хранителем здоровой денежной системы в мире конкурентной девальвации. Но именно она сейчас набирает силу. Альтернативой является отрицательная процентная ставка, которая также приведет к ослаблению единой валюты.
5. Социальное напряжение в Европе продолжит расти, поскольку безработица заставит молодежь и госслужащих вступить в политический союз со своими противниками — предприятиями малого и среднего бизнеса (SME), их объединяет протест против крупных компаний, банков и политической элиты. Не забывайте, что именно SME создают рабочие места, но при этом не имеют доступа к кредитованию.
6. Население Европы продолжит бунтовать против недемократического Брюсселя, пытаясь заблокировать одно легкомысленное решение за другим. Самой очевидной (и редкой) возможностью продемонстрировать свое неудовольствие станут майские выборы в Европарламент. Полагаю, протестные настроения будут наиболее ярко выражены в Великобритании, Франции, Италии и некоторых других странах.
7. И наконец, с технической точки зрения евро истощен после неоднократных попыток пробиться выше 1,38 в паре с долларом в течение последних месяцев. Кроме того, волатильность не может быть настолько низкой вечно, поэтому, если евро пробьется вниз, нас ждет мощное развитие динамики и торгового интереса.
Итак, все складывается против евро даже без учета недопустимо высоких коэффициентов долг/ВВП, хрупкой банковской системы, геополитического конфуза Европы, неспособной к решительным действиям, и внешних экономически неблагоприятных факторов, связанных помимо прочего с ситуацией в Китае и России.
Евро окружен проблемами, и имя им — легион. Ничего позитивного даже в голову не приходит. Но я, бывает, и ошибаюсь, поэтому не забывайте проверять, доверяя".
Когда упадет Евро?
Александр Головцов, начальник управления аналитических исследований УК "Уралсиб":
— Когда тренд макроэкономических индикаторов еврозоны окончательно развернется вниз. Макроиндикаторы еще показывают рост против прошлогодней низкой базы. По цене европейские акции уже не выигрывают у американских, а облигации оценены гораздо дороже: даже по мусорным испанским бондам ставки стали ниже, чем у US Treasuries. Ухудшение макростатистики станет триггером перетока капитала из еврозоны в США, который с лихвой компенсирует профицит текущего счета еврозоны. Думаю, оно проявится в течение ближайших двух-трех месяцев.
Иван Фоменко, начальник отдела доверительного управления Абсолют-банка:
— На прошлом заседании глава ЕЦБ заявил, что готов на любые меры ради недопущения дефляции. Были сделаны намеки, что ЕЦБ готов запустить программу количественного смягчения (QE). Скорее всего, мы сможем увидеть либо выкуп активов, либо долгосрочное кредитование под залог активов. Такие действия ЕЦБ вызовут приток ликвидности в евро в мировую финансовую систему, что, в свою очередь, должно несколько ослабить его позиции. Причем из-за продолжительности программы ослабление евро может затянуться на длительный срок.
Однако когда эти заявления будут сделаны? Пока все, что было сказано,— это лишь намеки на запуск QE. Остаются открытыми вопросы, каков будет размер программы, какие будут сроки или целевые ориентиры по окончании программы и, главное, каков будет размер денежных вливаний. Пока ответов на эти вопросы нет, и рынок не может дисконтировать столь неопределенную информацию в стоимость евро. Есть и вероятность того, что процесс смягчения вообще не будет запущен.
Дмитрий Шагардин, начальник отдела доверительного управления компании "КИТ Финанс Брокер":
— В 2014 году евро имеет ограниченный потенциал для снижения против доллара. Нижнюю границу по EUR/USD видим на уровне 1,35, верхнюю — на уровне 1,42. Сегодня над еврозоной нависла угроза дефляции и от ЕЦБ ждут запуска программы количественного смягчения по аналогии с ФРС.
Но QE от ЕЦБ — заблуждение. Глава ЕЦБ Драги отделывается вербальными интервенциями, не решаясь на принятие конкретных мер. Аналог программы QE американского стиля в еврозоне не пройдет: прямой выкуп облигаций на баланс ЕЦБ запрещен. ЕЦБ может запустить программу кредитования банков, так как финансовая система еврозоны построена на банковском кредите. К концу 2014 года рынок вполне может прийти к пониманию, что полноценного смягчения денежной политики в еврозоне не случится. Дальше инвесторы, вероятно, начнут обсуждать идею уже повышения ставок ЕЦБ вслед за действиями ФРС.
На долгосрочную перспективу у доллара против евро больше шансов. ЕЦБ в своей монетарной политике традиционно запаздывает относительно ФРС. С учетом текущих темпов восстановления США выход из политики нулевых ставок ФРС состоится ближе к концу 2015 года.