Новости Республики Коми | Комиинформ

Агентство "Комиинформ" распространяет сокращенный вариант интервью председателя Центризбиркома РФ Александра Вешнякова агентству "Интерфакс"

Агентство "Комиинформ" распространяет сокращенный вариант интервью председателя Центризбиркома РФ Александра Вешнякова агентству "Интерфакс"
Агентство "Комиинформ" распространяет сокращенный вариант интервью председателя Центризбиркома РФ Александра Вешнякова агентству "Интерфакс"
logo
В августе этого года будет дан старт предвыборной кампании в Государственную Думу России. Республика Коми, несмотря на все усилия ее Главы Юрия Спиридонова, будет участвовать в выборах только одним одномандатным округом.

В связи с приближающимися выборами и рядом изменений, внесенных в выборное законодательство России, агентство "Комиинформ" распространяет сокращенный вариант интервью председателя Центризбиркома РФ Александра Вешнякова, которое он дал агентству "Интерфакс":

ВОПРОС: Александр Альбертович, когда будет дан официальный старт парламентской избирательной кампании? Сколько подписей необходимо для регистрации кандидата в депутаты и избирательного объединения (блока)?

ВЕШНЯКОВ: В соответствии с законом о выборах депутатов Государственной Думы РФ, днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который была избрана Дума прежнего созыва. Таким образом, выборы в Госдуму третьего созыва должны быть назначены на 19 декабря 1999 года. Этот же закон определяет, что выборы назначаются не позднее, чем за четыре месяца до этого срока.

В Конституции РФ указано, что выборы депутатов Госдумы назначает Президент РФ. Очевидно, что соответствующий указ должен быть подписан не позднее середины августа 1999 года.

В соответствии с действующим законом избирательное объединение (блок) и избиратели, выдвинувшие кандидатов по одномандатным округам, обязаны собрать в поддержку каждого кандидата не менее одного процента подписей от общего числа избирателей данного округа. Избирательные объединения и блоки, выдвинувшие федеральный список кандидатов, должны представить не менее 200 тыс. подписей избирателей, причем на один субъект должно приходиться не более 7 процентов от требуемого общего числа подписей.

ВОПРОС: Как Вы предполагаете, сколько партий и движений будут участвовать в предстоящих парламентских выборах? Какая ожидается активность избирателей?

ВЕШНЯКОВ: Участвовать в предстоящих парламентских выборах могут политические общественные объединения, зарегистрированные не позднее, чем за год со дня голосования. По данным Минюста России на 1 января 1999 года зарегистрировано 141 общероссийское политическое общественное объединение. По действующему законодательству из зарегистрированных объединений право выдвигать кандидатов будут иметь только те, кто зарегистрировался в качестве политических объединений в период по 19 декабря 1998 года включительно. Таких общероссийских политических общественных объединений 139.

Теперь об ожидаемой активности избирателей. Как известно, в выборах депутатов Государственной Думы в 1995 году приняло участие 64,73 процента избирателей, что почти на 10 процентов больше количества избирателей, участвовавших в парламентских выборах 1993 года.

Как видим, активность избирателей на парламентских выборах в целом достаточно высока. Считаем, что эта тенденция сохранится и на предстоящих в декабре этого года выборах депутатов Госдумы.

ВОПРОС: В апреле вступили в силу изменения и дополнения в закон об основных гарантиях. Какие, по Вашему мнению, наиболее интересные новшества можно отметить в этом законе?

ВЕШНЯКОВ: Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусматривает ряд мер, направленных на то, чтобы воспрепятствовать проникновению во властные структуры лиц с криминальным прошлым, оградить выборы от теневого финансирования, злоупотреблений при проведении предвыборной агитации, ужесточить ответственность кандидатов, избирательных объединений (блоков) и других участников выборов в случаях нарушения ими избирательного законодательства.

Теперь на стадии выдвижения кандидат должен представить в соответствующие избирательные комиссии сведения о неснятых или непогашенных судимостях с указанием номеров и наименований статей уголовного кодекса, а также сведения о наличии гражданства иностранного государства. Кроме того, эти данные должны указываться в подписном листе, в информационных материалах, находящихся в помещении для голосования, а также и в избирательных бюллетенях.

При регистрации кандидатов (списков кандидатов) в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены также сведения о доходах и об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому из списка кандидатов) на праве собственности. Эти сведения представляются в виде копии декларации о доходах гражданина за год, предшествующий году назначения выборов.

ВОПРОС: Позволяет ли избирательное законодательство поставить надежный барьер на пути использования "грязных технологий"? Какие меры ЦИК России планирует предпринять в этом направлении?

ВЕШНЯКОВ: В последнее время мы действительно наблюдаем, как профессионально проводится "обработка" избирателей, делаются попытки оказать влияние на их выбор. Прошедшие региональные выборы в Санкт-Петербурге, Кемеровской области, Нижнем Новгороде и других регионах наглядно продемонстрировали широкое использование нецивилизованных методов предвыборной борьбы, применение так называемых "грязных избирательных технологий", к которым прибегают избирательные штабы кандидатов и фирмы, оказывающие услуги по "продвижению кандидата".

Во многом именно с целью борьбы с "грязными технологиями" были внесены изменения и дополнения в закон об основных гарантиях избирательных прав.

Приняты меры для борьбы с так называемыми "двойниками-кандидатами". Теперь кандидатам с одинаковыми фамилиями разрешено использовать псевдоним, который должен быть зарегистрирован в соответствующей избирательной комиссии.

В новой редакции закона об основных гарантиях установлены дополнительные гарантии против скрытого подкупа избирателей. Физическим и юридическим лицам запрещается осуществлять благотворительную деятельность от имени или в поддержку кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков.

ВОПРОС: Сколько средств предусмотрено и сколько выделено из федерального бюджета на предстоящую в 1999 году избирательную кампанию? Как эти цифры сопоставляются с аналогичными затратами в 1995 году?

ВЕШНЯКОВ: В бюджете на этот год расходы на проведение выборов депутатов Госдумы РФ предусмотрены в сумме 1 млрд. 365 млн. рублей.

При проведении выборов депутатов Госдумы в 1995 году фактически израсходовано бюджетных средств 313 млн. деноминированных рублей.

Средства на предстоящую парламентскую избирательную кампанию из федерального бюджета пока не выделялись, так как выборы депутатов Госдумы РФ еще не объявлены.

ВОПРОС: Какова предельная сумма расходов кандидата и избирательного объединения на избирательную кампанию? Сколько средств предполагается перечислить в их фонды из бюджетов?

ВЕШНЯКОВ: В соответствии с избирательным законодательством избирательная кампания кандидата, избирательного объединения (блока) должна финансироваться только за счет средств, аккумулированных в их избирательных фондах.

Избирательный фонд может формироваться за счет средств, выделенных кандидату, избирательному объединению (блоку) соответствующей избирательной комиссией, их собственных средств и средств, выделенных кандидатуру выдвинувшим его избирательным объединением (блоком), а также за счет пожертвований физических и юридических лиц.

Предельная сумма всех расходов кандидата за счет средств избирательного фонда не может превышать более чем в 10 тысяч раз минимальный размер оплаты труда, установленный Федеральным законом на день назначения выборов (834,9 тыс. руб.), избирательного объединения (блока) - в 250 тысяч раз (около 20,9 млн. руб.).

Что касается бюджетных средств, которые будут выделяться избирательными комиссиями зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям (блокам) на предвыборную агитацию, то в случае выделения средств из федерального бюджета в полном объеме и сохранения численности кандидатов, количества избирательных объединений (блоков) на уровне 1995 года, предполагается каждому кандидату выделить около 1 тысячи рублей (в 1995 году - 400 деноминированных рублей), каждому избирательному объединению (блоку) - 280 тыс. рублей (в 1995 году - 115 тыс. деноминированных рублей).