Ведущий: Спасибо, Юрий Алексеевич. Еще вопросы из Санкт-Петербурга. Пожалуйста.
Газета "Коммерсант": Вот уже больше года существуют федеральные округа. Как бы Вы оценили деятельность полномочного представителя в федеральном округе Виктора Васильевича Черкесова, насколько часто Вы с ним встречаетесь, и что он Вам советует в Вашей работе?
Спиридонов Ю.А.: Насколько часто? Часто. Вот пятнадцать минут назад мы с ним только разговаривали безотносительно, конечно, к этой нашей встрече, нашему разговору. Здесь он ничего не советует.
Вы знаете, что округ и эти структуры Президент создал для укрепления вертикали управления, чем и занимается округ. Стал заниматься...
Ну, во-первых, это новое образование. Это не совнархозы, не полпреды Президента в каждой республике, в каждой области, это - связующее звено, звено координирующее деятельность федеральных и местных органов власти. Да и как всегда в новом деле есть загибы влево и вправо, безотносительно к Виктору Васильевичу, а к структуре в целом. Но сейчас работа успокаивается. Понимаете? Мы начали заниматься тем, чем нужно. В округе по инициативе, кстати, Черкесова, проводят уже несколько таких мероприятий, которые нам все интересны, скажем, по инвестиционной программе северо-западного округа. Было в Питере, сейчас в Калининграде что-то подобное готовится. Округ готовит программы, обсуждает, во всяком случае, с нами, и сейчас наработка идет, привлечены приличные интеллектуальные ресурсы регионов и Санкт-Петербурга, прежде всего, для нашего округа, для разработки стратегии экономического развития нашего округа. Стратегически отрасль важная для округа. Это что касается этого плана.
На первом этапе, конечно, округ сыграл колоссальную, я думаю, роль. Вопрос создания единого правового пространства в России в целом. Но знаете, практически занимались не столько мы, сколько органы, различные административные, силовые структуры, приведением в соответствие с российским законодательством, причем без анализа самого российского законодательства. Стоило приводить, не стоило, может, в регионах лучше или хуже, но единое пространство создано. Я думаю, все свои планы и обязательства все регионы выполнили, теперь можно заниматься в целом - смотреть, на сколько российское законодательство соответствует тем стратегическим задачам формирования нового общества у нас. Округ в этом плане, еще раз говорю, сделал очень большую работу.
У нас очень нормальные контакты, встречаемся часто... Двадцать четвертого мы его ждем к себе в гости, и не только по случаю праздника, а по случаю и работы. Программа у него рабочая, и кроме торжественного собрания запланированы рабочие встречи.
Ведущий: Спасибо, Санкт-Петербург. Мы еще в течение пресс-конференции включимся, будет возможность задать вопросы, которые у вас наверняка есть. Я передаю эстафету Сыктывкару. Пожалуйста.
Газета "Красное знамя": Юрий Алексеевич, в последнее время в центральной прессе, в частности, московской, появляются статьи, направленные на негативное освещение работы лично Вас и правительства республики. Как Вы реагируете на эти статьи, если Вы их читаете, и как это вообще отражается на Вас?
Спиридонов Ю.А.: Мы реагируем очень просто - мы продолжаем работать так, как считаем нужным, а не так, как об этом пишут и кому-то нравится или не нравится. Поэтому работаем спокойно. Как там? Что-то там лает, а караван идет. Вот караван продолжает идти в нужном направлении, в соответствии со стратегией развития российского государства, в соответствии с нашими стратегическими намеками.
Вы знаете, что мы перешли на пятилетнее планирование, первые в России перешли. На белом листе это все строится, и так и будем дальше двигаться, развивая нашу республику. А люди, которые пишут (ну, во-первых, нужно открыть любой справочник, федеральный справочник статистический и хотя бы посмотреть) я так понимаю, просто от потолка. Даже не от потолка, а от какого-то темного угла, поэтому это очень не интересно для тех, кто занимается делом. Занимайтесь делом. Это очень интересно, значительно интересней, чем читать эти опусы, взятые в общем-то, или рожденные больным воображением или больным желанием.
Ведущий: Спасибо. Пожалуйста, еще вопросы.
ГУП "Северная широта": Юрий Алексеевич, как соотносятся интересы государства и нефтяных компаний? Какова роль Усинска в социально-экономическом развитии и республики, и северо-западного региона, и в целом России? И что лично для Вас Усинск?
Спиридонов Ю.А.: Нефтегазовый комплекс в топливно-энергетическом комплексе - это основной налогообразующий комплекс. Я вам скажу, что у нас забот девяносто девять процентов и вашего интереса журналистского на определенных этапах - это все-таки Воркута, Инта и Удора, а в бюджете это всего пять процентов. Так перенапрягаемся, но пять процентов бюджета. Нас в данном случае не столько бюджет интересует, сколько люди, их судьба, их жизнь дальнейшая, судьба их городов. Также про нефтегазовый комплекс. Я бы не хотел его рассматривать только как комплекс, который формирует бюджет. Это комплекс, который формирует сегодня лицо республики, который формирует сегодня нашу социальную политику, который сегодня формирует уровень жизни. И география немножко так акценты расставляет несколько по-другому.
У нас с вами за последнее время, именно в это сложное, тяжелое время, благодаря нефтегазовому комплексу, прежде всего, появился новый нефтедобывающий центр - Печора. Это уже за миллион, за два миллиона нефти будет добываться вокруг этого. Что это такое? Это совершенно другие возможности у Печоры. Появилась возможность там больше строить различных новых медицинских учреждений, поправить положение в школах, поправить сам город Печору, некоторые социальные объекты, небезызвестный вам железнодорожный вокзал, я так думаю, лучший на Северной дороге для маленького такого города, как Печора... Я уже не говорю, что воспрянул Усинск; в Ухте тоже жизнь как-то оживать стала, есть реконструкция большого нефтеперерабатывающего завода. Войвож - появились новые дома, сейчас центр будут вводить к концу августа большой молодежный центр и образовательный, и спортивный, и культурный, и развлекательный, какой хотите, но во всяком случае сегодня и там жизнь стала оживать. На Яреге строить дома начали тоже и так далее.
Компания начинает понимать, что у нее работают люди, которые в зависимости от того, как они живут, какое у них настроение, такую отдачу и дают на производство. И поэтому обойтись только формальными заявлениями, что наша задача получить прибыль, заплатить налоги, и тут дальше хоть трава не расти, слава Богу, таких вождей у нас от отраслей тоже было достаточно, некоторые ушли, некоторые переориентировались, стали нормальными хозяевами своих компаний, своих фирм. Быть хозяином компании и не заботиться о людях - это невозможно. Быть хозяином компании и не заботиться в маленьком городке о развитии медицины или образования и создавать свои медицинские центры - это себе дороже. Поэтому общие интересы у нас сходятся, на заботе о человеке. Здесь у нас интересы. А дальше начинается технология. Мы считаем, что неправильное распределение налогов идет, неправильная политика цен внутри компании, так называемые корпоративные цены, и за счет этого тогда из региона, где добывается в поте лица, в сложнейших климатических условиях, добывается эта самая нефть, идет отсос, что называется, финансовых ресурсов куда-нибудь: или за границу или в центр, другие области России, где стоит нефтеперерабатывающий заводик, люди приходят в белых перчатках на работу, там формируется основная прибыль, а не здесь, где с ног до головы в нефти, в сорокапятиградусный мороз, и получают крохи. Я вот говорю, даже не с завистью и даже не в обиду ни в коем случае москвичам, но когда я читаю, что доход москвича сегодня среднемесячный, среднедушевой восемь с гаком тысяч на человека и смотрю наши доходы (откуда все налоги туда убегают в центр) - по три тысячи, мне становится как-то не по себе. Как это так нас до сих пор еще терпят люди? А ничего не сделаешь.
Ну, нефтяная столица у нас все-таки Усинск, была, есть и будет. Что такое Усинск в моей судьбе? Это я. Я считаю, что в Усинске (может быть неудобно о себе так говорить), но, наверно, я стал человеком, мужчиной. /следует/