Новости Республики Коми | Комиинформ

Пресс-конференция Главы Республики Коми Юрия Алексеевича Спиридонова в агентстве "Комиинформ"

Пресс-конференция Главы Республики Коми Юрия Алексеевича Спиридонова в агентстве "Комиинформ"
Пресс-конференция Главы Республики Коми Юрия Алексеевича Спиридонова в агентстве "Комиинформ"
logo
Пресс-конференция Главы Республики Коми Юрия Алексеевича Спиридонова в агентстве "Комиинформ":

Ведущий: Спасибо. Пожалуйста, еще вопросы. Я прошу говорить в микрофон, чтобы нас слышали коллеги из Санкт-Петербурга.

"Комиинформ": Юрий Алексеевич, республика традиционно считается сырьевым регионом. И, как Вы упомянули только что, наметилась тенденция в последнее время создания мощностей для переработки сырья. Какие в республике перспективы в этом направлении, сможет ли продукция наших перерабатывающих производств конкурировать с зарубежными аналогами и возможно ли в ближайшее время возникновение принципиально новых отраслей промышленности?

Спиридонов Ю.А.: Во-первых, по традиционным нашим отраслям может наша продукция сегодня конкурировать и на европейских, международных рынках - продукция деревопереработки, сам лес, само сырье. Точно так же как уголь, точно так же как на базе наших коксующихся углей металлы, металлургия, которые имеют международный рынок. Точно так же как энергетика, которая на базе наших энергетических углей может развиваться, и сейчас мы хотим это сделать у себя в республике. И новые проекты, осуществляемые сегодня в отраслях, о которых я говорил.

Наиболее успешно продвигается, наверное, все-таки в баритах, если говорить о переработке. Мы добываем бариты по качеству лучше обогащенных казахстанских, которые в Россию поставлял Казахстан. Особенно в Западную Сибирь и мы пользовались ими в бурении, в геологоразведке, у нефтяников, у газовиков. Сегодня в Воркуте строится обогатительная фабрика, и будем получать баритовый концентрат, который представляет интерес, естественно, и для буровиков, и для химии, и для других отраслей промышленности в России и за рубежом.

Мы будем заниматься в дальнейшем развитием горнорудного комплекса на базе Тиманских бокситов. Сейчас мы их добываем, но я должен сказать, что идут уже проекты строительства глиноземного завода. А в перспективе и алюминиевого. Для этого все условия в республике есть. Мы считаем, что продавать за рубль бокситы, когда можно из этого рубля сделать миллион - это не совсем по-хозяйски. Нужно здесь производить, чтобы был здесь хороший такой объем и хороший задел для нашей дальнейшей налоговой политики, для пополнения бюджета и для наших людей, для их работы, возможности содержать и обеспечивать свои семьи. Мы поэтому работаем в этом направлении тоже крепко.

Мы стали заниматься в последнее время более предметно переработкой сельскохозяйственной продукции. У вас на глазах выросла Зеленецкая птицефабрика, у которой сегодня уже за три десятка переваливает ассортимент продукции. Пользуются большим спросом везде, где возможно или невозможно, в первую очередь, в Сыктывкаре естественно, также и в Европе, также и в России в целом.

Мы построили и вводим завод по переработке оленины, причем нацелены мы на европейский рынок. Сейчас и завод вынуждены были закупить в Финляндии, потому что это сертифицированное оборудование. Без этих сертифицированных технологий мы не получим европейскую сертификацию на продукт. И как промежуточный вариант ведем разговор с поляками, которые могли бы сегодня нашу оленину протолкнуть на европейский рынок. Несмотря на все эти "говядиные" проблемы, которые сегодня существуют в Европе, на мясной рынок все равно пробиться практически невозможно, хотя на слуху, казалось бы, экологически чистое российское мясо. Закупай и тащи в Европу - не так-то просто. Поэтому это уже новый уровень развития оленеводства. Плюс укомплектован, наконец-то, этот завод дополнительными блоками, чтобы заниматься и микробиологией и всем остальным, что можно только вытащить из этого оленя. Специалисты утверждают, что олень, вот мясо, которое мы употребляем с вами в пищу иногда, это пятнадцать процентов стоимости оленя, а все остальное мы выбрасываем. Надо научиться это перерабатывать. Тоже будем заниматься.

Ну и последнее, что я хотел сказать, сырье или как говорят сырьевой придаток, это не так уж плохо, если это сырье имеет хорошую конъюнктуру на рынке. У нас сколько угодно сегодня сырьевых стран, которые живут богаче нас в несколько раз. Вот, наверно, так. И не обязательно нефть добывают, как это делают арабские страны. Возьмите туже Австралию, те же бокситы, тот же уголь, другие геологические условия, другие возможности, другой рынок. Вроде не назовешь, что там совсем бедствуют. Поэтому и сырьем можно и нужно заниматься. Есть вопрос - как продать с выгодой для себя?

Ведущий: Юрий Алексеевич, Вы затронули вопросы села, и я говорил, что мы ряд вопросов получили по электронной почте. С Удорского района спрашивает журналист газеты "Выль туйод". Коренное коми население все восемьдесят лет проживает в деревнях и селах, где основным занятием является сельское хозяйство. Вам известно, в каком состоянии сегодня сельское хозяйство и коми село. Какой выход Вы видите из создавшегося положения?

Спиридонов Ю.А.: В одном - давать сегодня самые современные технологии на село. А для этого нужно иметь специалистов на селе, желающих заниматься селом, для этого надо иметь мощный финансовый ресурс. При том уровне технического оснащения, который есть в других странах, регионах даже, сегодня село вытащишь. Для нас село очень и очень важно. Я неоднократно говорил и сейчас повторюсь, что село - это для нас, в целом для республики - это не проблема селян. Она существует. Селяне сегодня самый низкооплачиваемый, самый бедный слой из тех, кто работает в народном хозяйстве. Социальные условия, вы тоже видите какие. Есть районы, где традиционно люди строили и продолжают строить. Возьмите ту же Усть-Цильму, возьмите Ижму, Прилузье сейчас развернулось, Сыктывдин со строительством. Возьмите Сысолу, поезжайте по селам, вы там этого не увидите, такого размаха строительства. Село у нас в свое время упало. Оно было просто уничтожено. Нет сегодня крестьянина по большому счету. Все село ушло в ту самую промышленность, которая работала и на Советский Союз, и продолжает работать на Россию. Зеки и крестьяне - вот кто сделал индустриально развитую республику. Наверное, историю знаете не хуже меня. Осталось трудоспособного населения практически ноль - шесть процентов. И для нас это вопрос социальный. Даже человеческий. Все равно основная интеллигенция, которая формируется в городах - это сельские дети. И вы тоже. Наверняка тут добрая половина села. Значит для нас это политический вопрос. Потому что там проживает коренное население. Это надо ясно сознавать. Поэтому в последние годы мы значительно увеличили капитальные вложения в село, скажем, в прошлом году. Это практически 400 миллионов рублей для нашего бюджета. Это в полтора раза больше, чем в 1999 году. В этом году мы еще увеличиваем на пятнадцать процентов уже к уровню прошлого года - где-то 400-500 миллионов рублей. Но этого все равно мало. Мало и мало.

И когда мы говорим о развитии промышленности, мы говорим, что эту сферу (сельское хозяйство), социально значимую сферу, нужно обязательно нам поднимать. Для России это можно говорить о безопасности государства, продовольственной безопасности и так далее в рамках региона. Надо просто поднимать этот слой населения, потому что зарплата в три раза меньше, чем в промышленности. А в некоторых отраслях промышленности зарплата такая, что, наверное, и в пять и в шесть раз больше. Вот поэтому мы имеем сегодня ряд программ по развитию села. Может быть, принципиально новое какое-то направление у нас - мы стали деньги выделять, в основном, не на дотации, как было раньше и на этом все, а на разработку хороших целевых программ - от восстановления плодородия наших земель до вопросов переработки, развития науки и так далее. Последнее, я думаю, опять открыто. Второе рождение пережила станция Печорская научно-исследовательская опытная станция имени Журавского. Это академическое научное учреждение Академии сельскохозяйственных наук России, где мы будем заниматься районированием, чтоб принести в сельское хозяйство не килограммы и тонны, а науку, инженерию. И там, где сегодня у нас этим занимаются серьезно, там у нас есть неплохие результаты. Адресов более чем достаточно. И объединение наше "Южное" на базе Мутницкого, и Изваильский, и Племхоз "Ухта", и Сосногорск - сегодня неплохие есть хозяйства, да и в Усть-Цильме тоже самое, где можно сегодня посмотреть, как вести сельское хозяйство. Почему у нас сегодня за два года с 9 до 100 человек возрос клуб доярок четырехтысячниц. И то четырехтысячниц очень мало, в основном пятитысячницы и до шести добираются уже в некоторых - там, где есть сегодня нормальные технологии, нормальное техвооружение. И этим мы будем заниматься. И на базе этого можно только поднять и жизненный уровень сельского населения. Вот то, чем мы будем заниматься. Рассказывать о том, что техника на износе, это вы слишком часто пишите. Я думаю, цифры все знаете, в каком состоянии. /следует/