С каждым годом в Коми становится все меньше малышей, оставшихся без попечения родителей, а людей, которые хотели бы взять чужого ребенка в свою семью, - больше. О том, как обстоит дело с усыновлением и опекой в республике, о проблемах, с которыми могут столкнуться приемные папы и мамы в интервью агентству "Комиинформ" рассказала начальник отдела организации и координации деятельности по опеке и попечительству Агентства РК по социальному развитию Кристина Аверина.
-Кристина Николаевна, какова статистика детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 2013 году?
-Для Коми, как и для России, характерно общее снижение численности детей, несмотря на предпринимаемые меры по стимулированию рождаемости. Как следствие, снижается число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, в республике на 1 декабря выявлено 482 ребенка, утративших родительское попечение. В прошлом году таких детей было 562 ребенка – разница уже очевидна. Как следствие, прослеживается снижение числа детей, которые устраиваются на воспитание в семьи – это тоже закономерный процесс.
-Сколько детей устроено в семьи с начала года? Какова динамика по сравнению с прошлым годом?
-На 1 декабря это 553 ребенка, а в прошлом году их было 677.
-Какая форма устройства детей в семьи наиболее популярна в Коми?
-Наиболее популярна такая форма устройства как опека. Это не секрет, что 80% детей, которые попадают в опекунские семьи – это семьи их ближайших родственников, так называемая "вынужденная" опека, когда вследствие жизненных перипетий дети утрачивают родительское попечение, и их родственники – бабушки, дедушки, тети, дяди, старшие братья и сестры – принимают решение о воспитании своих младших родственников.
По-прежнему неплохо складывается ситуация по усыновлению российскими гражданами. Если в 2012 году у нас был усыновлен 101 ребенок, в 2013 году за 11 месяц – 86 детей. Приятно, что 52 процента потенциальных семей-кандидатов, состоящих на учете в банке данных, -это кандидаты в усыновители. Это очень отрадно, потому что раньше у нас были совсем другие цифры, раньше люди предпочитали брать детей под опеку, сейчас акценты смещаются в сторону полноценной реализации права ребенка воспитываться в семье, потому что именно семья усыновителей может дать все то, в чем ребенок очень сильно нуждается.
-Как вы считаете, с чем это связано? Люди стали более ответственными?
-Вы знаете, во-первых, меняется мотивация, во-вторых, надо отметить, что мы стали добрее и спокойнее относиться ко всем этим процессам. Если еще десять лет назад об этой теме было тяжело говорить, и люди очень волновались, правильно ли они поступают, желая воспитывать чужого ребенка, что о них подумают окружающие, то сейчас люди стали более психологически подготовленными. Они знают свои права, они очень аргументированы и настроены на прием ребенка навсегда, потому что опека все-таки это временное явление.
-Может быть, это связано с повышением благосостояния населения? Люди стали увереннее в завтрашнем дне?
-И это тоже, поскольку развитие семейных форм воспитания очень тесно связано с макроэкономическими показателями. Малейшее повышение цен, например, ЖКУ всегда очень сильно сказывалось на количестве желающих взять на воспитание ребенка. А потом, конечно, то, что об этом сейчас очень много говорится, играет, с одной стороны, положительную роль, но, с другой стороны, отрицательную. Зачастую в прессе появляются негативные, поверхностные материалы, с экранов телевизоров озвучивается очень много противоречивой информации, не всегда досконально проверенной и профессионально выстроенной. Тем не менее, интерес к этой проблематике сохраняется. Главное, чтобы это не вредило людям, которые в данных правоотношениях задействованы – как дети, так и взрослые. Конечно, есть и негативные явления, но о них тоже нужно уметь правильно сказать, чтобы не навредить тем же детям, в первую очередь.
-Ко всему прочему, ведь под опеку ребенка взять проще, чем усыновить. Плюс это выгоднее с материальной точки зрения…
-Да, опека проще с позиции оформления, потому что усыновление предполагает судебный порядок. Кроме того, на содержание детей, воспитывающихся в замещающих семьях государство предусматривает средства – это каким-то образом влияет на смещение интересов. Но здесь самое главное – не деньги, важно то, каким образом человек пришел к решению взять в семью ребенка – в силу вынужденных обстоятельств, если ребенок приходится родственником, или есть какие-то другие причины. Если это посторонний ребенок, тоже интересно разобраться, что побудило человека к этому, насколько он готов пойти на этот шаг – либо он хочет попробовать свои силы, либо он понимает, что ребенка он берет навсегда. Это все очень индивидуально, у каждого свой путь. Есть стабильный контингент людей, которые хотят взять ребенка, потому что нет своих или же они уже выросли, нередки случаи, когда родной ребенок погибает, появляется синдром опустевшего гнезда.
-А как человеку понять, действительно ли он готов взять ребенка в семью?
-С прошлого года у нас предусмотрено обучение граждан, которые хотят стать приемными родителями. Отрадно, что понимание необходимости этого у населения есть, хотя дискуссий было очень много, они были острыми, люди не понимали, зачем это надо, многие думали, что и так все получится. Но некоторые еще в процессе обучения сходят с дистанции. Мы благодарны таким людям, поскольку они вовремя поняли, что не готовы брать ребенка. Это случайные пассажиры в нашем трамвае, которые нам в дороге не нужны, потому что нам надо доехать до конца и без происшествий. Этих людей никто не винит, гораздо хуже было бы, если человек вроде бы успешно прошел учебу, а при первых трудностях пасует и ставит вопрос о том, чтобы вернуть ребенка. Это страшно, потому что за каждой цифрой вернувшегося в интернат ребенка стоит человеческая жизнь.
-Кого больше усыновляют - мальчиков или девочек?
-Конечно, самая востребованная категория – это девочки до года. Я даже в статистику не буду заглядывать. Но когда человек приходит с конкретной установкой и он психологически не готов рассматривать другие варианты, он будет долго находиться в режиме ожидания. Может, это прозвучит грубо, но у нас же не лаборатория и не грядка, с которой мы собираем детей по заказу.
Например, вы настроены на девочку до года, но если появится мальчишка полтора года и у вас внутри все говорит о том, что это ваш ребенок, неужели вы будете продолжать ждать девочку? Это мне не понятно. Если есть ребенок, мы должны его устроить в семью каким бы он ни был, по крайней мере, попытаться.
-Сколько детей в этом году усыновили иностранцы? Из каких стран?
- За год иностранными гражданами было усыновлено 20 детей, по восьми из них решения суда были вынесены еще в конце прошлого года, а вступили в силу в этом году. Некоторые наши соотечественники относятся к усыновлению российских детей иностранцами негативно, однако не надо быть столь категоричными. Дело в том, что дети, которых усыновляют иностранные граждане, чаще всего не востребованы россиянами. Как правило, мы отдаем за границу детей с особыми потребностями. Например, есть дети с диагнозом низкорослость – это отклонения в массе, обусловленные социально-климатическими условиями. Дети, которые уезжают в южные страны да еще и живут в семье, начинают расти и становятся полноценными. Для таких детей смена климата - это просто спасение. Поэтому не надо воспринимать это негативно. Мы же работаем с Испанией и Италией, где негативных проявлений нет. В Европе высокий уровень культуры граждан, сложившийся исторически, безусловная любовь к детям. Кроме того, европейское законодательство четко отслеживает эти процессы. Если в США это полностью частный сектор, то в Европе этими вопросами занимается только государство. Специальные органы отвечают за подбор граждан, их обучение и осуществляет контроль за жизнью приемных детей.
- -В 2013 году принят ряд республиканских законов, стимулирующих семьи брать детей под опеку и усыновлять. Принесло ли это результаты?
-Их основная цель - не стимулировать, а просто дополнительно поддержать семьи. Например, теперь опекунская семья приравнивается к многодетной семье, если в ней воспитывается трое несовершеннолетних детей, включая родных. Такие семьи получили право на льготы по оплате ЖКУ. Нередки случаи, когда тетя воспитывает двоих детей и по велению сердца берет под опеку племянника. Почему бы семью не поддержать в таком случае? Приравнивание опекунских семей к приемным и многодетным отразилось в законодательном акте, который предусматривает выделение им земельных участков. С 1 января 2014 года вступают поправки к республиканскому закону - согласно документу, на детей находящихся под опекой, будут выплачиваться ежемесячные доплаты, которые можно будет тратить по усмотрению их законных представителей – это хоть и небольшая, но все-таки поддержка замещающих семей.
-Эти меры как-то влияют на статистику?
-Мое глубокое убеждение, что в этом случае важнее не количество, а качество. В этом году в интернаты республики было возвращено 60 детей. По количеству - это фактически типовой детский дом. Причины там разные, нередки случаи, когда дети сами просят забрать их из семьи. Проблемы в основном возникают с подростками, родственники не хотят справляться с малейшими проблемами, возникающими в семье. Мы не можем не принять во внимание мнение ребенка. Чудовищнее, когда взрослый решает вернуть ребенка, тем самым расписываясь в своей беспомощности и нежелании ситуацию пересмотреть. Здесь важную роль могут сыграть службы сопровождения, работающие в каждом муниципалитете, но если у самого человека не будет желания и понимания того, что он ответственен за этого маленького гражданина, мы ничего сделать не сможем. Потому что у нас в стране придается ореол героизма людям, которые воспитывают чужих детей. На самом деле они не герои, а просто неравнодушные люди, которые решили связать свою судьбу с ребенком. А государство оказало им доверие, предоставив возможность воспитывать этого ребенка. Если было бы такое восприятие, закономерно можно было бы задать вопрос, а выполнил ли он обязательства перед государством, оправдал ли он оказанное доверие? Если бы постановка вопроса была именно такая, то цифра по возврату детей была бы другая.
Нам еще далеко до уровня восприятия этих проблем, которое есть в странах Европы, где люди действительно искренни и толерантны к людям с особыми потребностями. Если ребенок немного нестандартный, ему и так сложно привыкать к новым условиям жизни, но если еще и родитель усугубляет ситуацию, приходя в школу и убеждая всех, что он герой, потому что взял чужого ребенка, будут проблемы. Родители должны быть в диалоге с администрацией школы, чтобы не было дополнительных препон, которые должен преодолевать, прежде всего, сам ребенок. Ему и без этого трудно: он попал в другую семью, другой социум с другой ритмикой жизни, и когда ему приходится проходить через преломление авторитета взрослого человека, возникают проблемы.
Когда появляется ребенок в семье, мир меняется. Не ребенок должен меняться под семью, а семья под ребенка. Если именно этим руководствуются взрослые люди, тогда, может быть, что-то получится хорошее.
Беседовала Анастасия Маркова