Новости Республики Коми | Комиинформ

Игорь Ковзель: "Не ищите меня в Куршавеле"

Игорь Ковзель: "Не ищите меня в Куршавеле"
Игорь Ковзель: "Не ищите меня в Куршавеле"
logo

Накануне Нового года председатель Госсовета РК Игорь Ковзель откровенно ответил "Трибуне" на вопрос: "Будет ли он баллотироваться на пост главы республики осенью 2014 года?", а также поразмышлял на другие темы.

— Игорь Владимирович, не пугает ли вас недавно принятый Госсоветом бюджет Коми? По сути, депутаты узаконили огромный дефицит, республика влезла в многомиллиардные долги. Как отдавать будем?

— Наверное, в Коми можно было бы, затянув потуже ремень и отказавшись от всех программ развития, прийти к бездефицитному бюджету. Но нужно ли это нам? Республике необходимо развиваться, поддерживать программы строительства. Поэтому нет ничего страшного в том, что этот и последующие бюджеты будут дефицитными. Денег для обслуживания кредитов нам хватит. Главное, не переходить критическую черту.

— А где она?

— Я думаю, черту регионы переходят, когда дефицит составляет 100 процентов от их доходов. Многие российские области и республики такую черту давно перешагнули. Но в Коми дефицит пока менее 50 процентов.

— Чтобы отчитаться перед Владимиром Путиным о выполнении так называемых "майских указов", регионы в этом году дружно повысили зарплаты бюджетникам. Но ведь жить надо по средствам, а экономика сегодня не дает никакого повода для таких щедрых жестов. В малом бизнесе зарплаты нынче 10-15 тысяч рублей, о чем статистика стыдливо умалчивает. Выдержит ли экономика, если и дальше щедро подкармливать армию бюджетников и управленцев за счет производства?

— При чем здесь майские указы и низкие зарплаты в малом бизнесе? Республика налоги не повышала, мы искали средства на повышение зарплат педагогов и других бюджетников в рамках тех возможностей, которые у нас были. Да, это создало определенное напряжение. Но — для власти, для управленцев, а не для бизнеса. Куда проще было бы ничего не делать, уповая на нехватку средств.

Не думаю, что бизнес вообще и малый бизнес в частности зарабатывает так мало, как вы об этом говорите. Зарплаты в малом бизнесе — субстанция очень скользкая, статистика ее порой не осязает. Поскольку зачастую платят эти зарплаты по "серой схеме" — часть легально, часть в конвертах.

Вообще-то статистика у нас много чего не учитывает. К примеру, по оценкам некоторых экспертов, в стране 20 миллионов жителей работают в теневом секторе экономики (сравнимо с населением крупной европейской страны). Вот и посчитайте, сколько налогов недополучает бюджет страны.

— На этой неделе депутаты Госсовета окончательно узаконили введение поста председателя правительства. Почему при уменьшении численности населения в республике создаются новые чиновничьи посты и структуры?

— Речь в данном случае не идет об увеличении числа управленцев, их количество в последние годы, наоборот, снижается. Изменения структуры управления, за которые проголосовали депутаты, произойдут в рамках утвержденного бюджета.

А пост председателя правительства, который будет занят в сентябре будущего года, необходим как раз для повышения качества управления, а также для повышения ответственности исполнительной власти за свои действия.

Глава республики в первую очередь должен сосредоточиться на решении стратегических задач, представлять республику и отстаивать ее интересы на российском и международном уровнях. А организовывать системную ежедневную работу органов исполнительной власти должен председатель правительства, причем отвечать за нее на все сто процентов.

— Депутаты на этой неделе приняли закон об ограничении стоимости приобретаемых чиновниками автомобилей, мебели и так далее. Излишне скромным этот закон не назовешь — суммы заложены на покупку весьма престижных иномарок. Власть республики призывает потребителей "покупать наше". Почему бы не показать в этом деле пример и не пересесть на "уазики" и "Волги"?

— Я думаю, любые цифры в этом законе вызвали бы точно такие же нарекания. Люди удовлетворились бы, наверное, лишь в том случае, если б закон обязал чиновников ездить только на общественном транспорте. Хотя и тогда бы встал вопрос: за чей счет проездные?

Если же говорить серьезно, речь ведь — об обеспечении работы органов власти, а не о поездках на природу. Я вполне допускаю, что внесенные в закон цифры слишком велики или, наоборот, слишком малы. Но закон принят на год, и в следующем году мы сможем провести корректировки.

К сожалению, отечественный автопром пока не обеспечивает ни качества, ни надежности машин. И более дешевые отечественные авто при эксплуатации потребуют потом гораздо больших затрат.

Сейчас, кстати, машины, которые обслуживают Госсовет, далеко не новые. Лично я в автомобильном плане человек достаточно скромный.

Другое дело, что есть вопрос статусности. В республику приезжают делегации, высокие должностные лица, иностранные гости. И если мы будем встречать их на старых, "убитых" автомашинах, это создаст далеко не позитивный имидж республике. По одежке встречают не только у нас, но и во всем мире.

— Красиво ездить сегодня хотят не только чиновники высокого ранга, но и руководители муниципалитетов, и делопроизводители рангом пониже...

— Именно поэтому, я считаю, и нужен закон, ограничивающий аппетиты. Кстати, пока закон касается лишь депутатов и чиновников республиканского уровня. Муниципалам мы можем только рекомендовать принять у себя подобные ограничения.

— Игорь Владимирович, 2014-й — год Лошади. Гоголь сравнил нашу страну с птицей-тройкой и задал вопрос на все времена: "Русь, куда ж несешься ты?" У вас есть ответ на этот вопрос? Куда мы несемся сегодня — в революцию, в кризис, в очередное "светлое будущее"?

— У меня нет ответа. Но я считаю очень важным то, что в свое время страна сменила аллюр — вместо стремительной скачки к краю пропасти мы свернули на нормальную дорогу, по которой следует большинство стран. Кому-то кажется, что мы движемся по этой дороге слишком медленно. Я же считаю, что "большие скачки" часто приводят к неуправляемости и непредсказуемым последствиям.

— В 2014 году Вячеслав Гайзер, скорее всего, во второй раз станет губернатором. Процедура его утверждения пройдет осенью в форме выборов. Я говорю "в форме", потому что результат вполне предсказуем. Однако по выборам главы региона жители Коми так соскучились, что будут рады любым, даже безальтернативным. А вы не желаете поучаствовать в качестве кандидата? Так сказать, для остроты жизни и обретения опыта?

— Если говорить коротко — нет, не планирую. Для "остроты жизни" такие решения не принимаются, и опыта я сейчас набираюсь, в первую очередь, как законодатель. В 2015 году нам предстоят выборы депутатов Госсовета, вот к ним я и буду готовиться.

Вообще, я человек команды, а команда всегда работает на одного лидера и ради общей цели. Для нас эта цель – развитие Республики Коми.

— Владимир Путин недавно предложил работникам госкорпораций проводить новогодние корпоративы "на свои". А как вы в Госсовете будете отмечать Новый год? Заложены на это средства в бюджете?

— Нет. Подобные траты не предусмотрены.

— Лично вы где, с кем и как проведете ночь с 31 декабря на 1 января, а также новогодние каникулы?

— Дома, с семьей. В Куршавеле или на других модных курортах меня не ищите, я там не бываю.

— Вы знаете о том, что в России среди журналистов объявлен конкурс — красочно описать новогодние каникулы нашей элиты на зарубежных курортах?

— Я отношусь к этому с одобрением. Поскольку считаю, что общественный контроль стране абсолютно необходим, если мы и в самом деле готовы двигаться по той дороге, по которой движется остальной мир. А российской власти такой контроль необходим вдвойне.

Беседовал Владимир Овчинников.