Член Общественной палаты Коми, депутат усинского муниципального совета Альмир Бадыков на заседании Общественной палаты обозначил свое видение понятия социальной ответственности бизнеса в Республике Коми. С его точки зрения, эта тема актуальна, и стоит выработать к ней более систематический подход.
"Лично я считаю участие в социальных проектах, социальное партнерство для любого успешного бизнеса обязательным, пишет А. Бадыков в своем блоге на БНК. Обязательным, в первую очередь, с точки зрения морали. Самое главное, что абсолютное большинство предпринимателей, с которыми я общался на эту тему со мной согласны.
Особую социальную ответственность должны ощущать предприятия, оказывающие определенное воздействие на окружающую среду, а стало быть - и на жителей республики.
Вообще же, практикуется несколько способов оказания спонсорской помощи. Самый распространенный оказание разовой помощи в проведении мероприятий, ремонте помещений и т. д. по просьбе руководителя учреждения. Многие предприятия оказывают шефскую помощь на постоянной основе, закрепив это договором.
Но есть, на мой взгляд, наиболее эффективный способ оказания финансовой помощи, такой как организация в муниципалитетах фондов, аккумулирующих и распределяющих денежные средства по мере необходимости, исходя из приоритетов. К примеру, возьмем учреждение Х и учреждение У, оба бюджетные, оба образовательные, то есть для того, чтобы нормально работать, деньги из вне нужны всегда, особенно к началу учебного года. Руководитель учреждения Х умная, образованная, пробивная, знает в городе многих предпринимателей, руководителей крупных предприятий, у нее в учреждении все на высшем уровне. Руководитель учреждения У не менее умная, не менее образованная, но живет в городе недавно, мало кого знает, или, наоборот, живет всю жизнь, всех знает, но в силу своего характера не может или не считает нужным ходить, просить, искать спонсоров. Страдает кто? Дети. Это у них старый линолеум, сифонят старые деревянные окна, освещение еле-еле вписывается в нормы. Для ремонта, к примеру, этому руководителю нужно было пятьсот тысяч рублей. По собственному опыту знаю, что в среднем небольшое предприятие, до которого проще всего достучаться, разово, безболезненно, без долгих уговоров может дать тысяч пятьдесят. То есть надо найти десять отзывчивых предпринимателей, и так из года в год. А так есть фонд, написал заявку, обосновал, выделили.
Еще одним из плюсов фонда я вижу помощь лицам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации. Например, женщина с маленьким ребенком в чужом городе, незнакомая обстановка, нет каких-либо контактов, ребенка кормить нечем. Она может прийти в фонд, составить заявку. Фонд же, в свою очередь, рассмотрел и дал. Я не идеализирую, это вполне возможно и реализуемо при правильном подходе.
В Усинске подобный фонд создан и работает. С момента образования "Некоммерческой организации "Фонд содействия развития города Усинска" в городе реализовано социальных проектов на сумму свыше трехсот семидесяти миллионов рублей, в 2011 году - на 92 миллиона, в 2012 году - ориентировочно на 180 миллионов, из которых 130 миллионов – это ремонт взлетно-посадочной полосы аэропорта Усинск, за восемь месяцев 2013 года - свыше 50 миллионов рублей.
В реализации данных проектов участвовало более ста наиболее активных представителей усинского бизнеса, при этом доля участия представителей малого и среднего бизнеса составляет примерно 25 процентов от общей суммы.
Это положительный пример систематизации социальной ответственности бизнеса, который вполне можно реализовать и в других муниципалитетах. Так же считаю необходимым создание республиканского фонда, в который муниципальные фонды переводили бы небольшую часть средств, а тот, в свою очередь, распределял бы между районами, ведь не везде в достаточном количестве есть успешный бизнес.
Не согласен с мнением эксперта ОП РК Игоря Чернова, что за счет средств спонсоров нельзя делать работу муниципалитетов: строить дороги, ремонтировать дворовые территории и т. д. Если это делается для улучшения жизни жителей, считаю, надо. Эксперт Мария Пономарева не согласна с идеей создания фондов по причине недоверия к таковым. На мой взгляд, это решаемая проблема. Чтобы не было недоверия, нужна открытость, реклама, ежеквартальная отчетность в СМИ перед жителями республики, а перед спонсорами - ежемесячная.
Также стоит публиковать в СМИ и информацию о том, по каким критериям выбирался тот или иной подрядчик, и тогда может получиться правильная, работающая и полезная для людей структура. Более того, я готов заняться ее организацией и реализацией".