С 1 сентября ОАО "ТГК-9" при поддержке администрации Сыктывкара реализует проект по переходу на прямые расчеты за тепло и горячую воду. О ходе процесса в интервью "Комиинформу" рассказала заместитель директора по продаже тепловой энергетики филиала ОАО "ТГК-9" Коми Любовь Морозова.
- Любовь Анатольевна, зачем нужна такая своеобразная "реформа"?
- Основная причина – катастрофический рост дебиторской задолженности. С 1 января по 1 сентября этого года задолженность выросла на 400 миллионов рублей, из них 200 миллионов составили долги по управляющим компаниям и товариществам собственников жилья. Для примера, в Ухте и Сосногорске, где мы давно на прямых расчетах, прирост – 60 миллионов. Там уровень оплаты - 97%.
- Какие плюсы для потребителя из нововведения?
- Исчезают посредники между потребителем и поставщиком ресурсов и как следствие исчезнет зависимость в своевременном получении тепловой энергии в начале отопительного сезона. Потребитель не будет зависеть от того, заплатил ли за тепло и горячую воду его сосед, своевременно ли расплатилась управляющая компания с теплоснабжающей организацией.
- Что же было сделано для изменения?
- Мы расторгли контракты с рядом управляющих компаний. Это общества с ограниченной ответственностью "РЭКОН", "Октябрьская управляющая компания", "УК "Октябрьская управляющая компания", "РЭУ №1", "ЖилвестСити", "УК КРиУ", "ЖилКомВест", "УК "ЖилВест", УК "УРЭК", "УК "Служба заказчика"" и ТСЖ "Свой дом-3". Именно с жильцами домов, находившихся под их управлением, мы и вышли на прямые договорные отношения. Это почти 1000 домов. Причем, замечу, мы взяли самый проблемный жилой фонд Сыктывкара.
- А что с другими УК и ТСЖ? Их жильцы будут платить по-старому?
- Конечная цель – перевести на прямые расчеты весь жилой фонд Сыктывкара. Мы рассчитываем это сделать до конца 2013 года. Такая же работа идет в Инте, там за тепло без посредников платит уже больше половины жилых домов.
- Чтобы перейти на новую систему расчетов, нужно согласие управляющей компании?
- Недавно появилась законодательная норма, согласно которой мы можем расторгнуть договор с управляющей компанией без ее согласия, если сумма задолженности превысила определенную планку, а именно стоимость поставленного ресурса за 3 расчетных месяца. Как правило, задолженность УК не только превышает указанный срок, она критична и исчисляется годами неоплаты. Собственно, именно на этом основании и были расторгнуты наши договоры с упомянутыми УК и ТСЖ. При этом, оговорюсь, что расторжение договоров энергоснабжения с УК, ТСЖ произошло при соблюдении прав и законных интересов жильцов, собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах, так как поставка ГВС в их адрес теплоснабжающей организацией не прекращалась, а тепловая энергия для отопления со стороны ТГК-9 подана своевременно . При этом ТГК-9 уведомляет жильцов о том, что у них появилась возможность выбора иного способа управления многоквартирным домом, иной управляющей организацией.
- Уже в октябре многие сыктывкарцы получат квитанции, выставленные не УК или ТСЖ, а напрямую ТГК-9. В порядке начисления оплаты что-то изменится?
- Сам порядок расчетов останется прежним. Он определен законодательством, и тут никаких изменений быть не может. Если у потребителя установлен индивидуальный прибор учета (ИПУ) и отсутствует общедомовой прибор учета (ОПУ) на горячую воду, то плата за горячую воду производится по индивидуальному потреблению - на основании индивидуальных приборов, на общедомовые нужды - исходя из норматива на общедомовые нужды. Если ОПУ установлен и отсутствует ИПУ, то наоборот: индивидуальное потребление рассчитывается из норматива на индивидуальное потребление, общедомовые нужды - из показаний ОПУ. Расчет по отоплению производится по нормативу, а если счетчики тепла установлены и в квартире и в доме, то начисление, согласно законодательству, производится по нормативу с последующей корректировкой по данным приборов учета тепла.
- Чтобы перейти на прямые расчеты, горожанам нужно предоставить в ТГК-9 ряд документов. Какие именно?
- Сразу скажу, что перечень документов четко оговорен законом, и ничего сверх него мы не требуем. Это копия свидетельства о праве собственности на жилое помещение или копия договора социального найма (для нанимателей); сведения о количестве проживающих (зарегистрированных) граждан (копия домовой книги); копия паспорта; копия технического или кадастрового паспорта; сведения о наличии индивидуальных приборов учета (ИПУ) (тип, номер, дата последней проверки) и показания ИПУ по состоянию на 1 и 30 сентября этого года.
Мы очень просим граждан приносить именно копии документов. Конечно, можно их сделать и у нас, причем бесплатно, но это занимает время и усугубляет проблему очередей, которой мы всеми силами стараемся избежать.
- Что для этого делается?
- Наши сотрудники работают с 8:00 до 18:00 без перерыва, это на 2 часа больше, чем обычно. Принимаем документы в выходные, с 10 до 14 часов, в том числе будем принимать документы все выходные октября в указанные часы. Организовали дополнительный набор специалистов, которые будут работать с населением.
Особо хочу остановиться на сборе показаний индивидуальных приборов учета. Горожане могут сообщать их по телефонам: 28-44-94, 28-44-95, 28-44-75. Также данные можно присылать по электронной почте: p-sykt@ies-holding.com. Мы установим еще и почтовые ящики по адресам Юхнина, 19; З. Космодемьянской, 22Б; Октябрьский проспект, 84. Ведем переговоры с системой "Город" о приеме показаний через их терминалы. О новых способах приема информации сыктывкарцы смогут узнавать из квитанций на оплату тепла и горячей воды. Поэтому очень просим внимательно изучать эти квитки.
Кроме того, у нас организована "горячая линия", на которую можно звонить с вопросами. Телефоны те же, что и по сбору данных ИПУ.
- Как быть инвалидам, людям преклонного возраста - тем, кто не может лично принести документы на Юхнина, д.19 (Сыктывкарское отделение по продаже тепловой энергии филиала ОАО "ТГК-9" Коми)?
- К таким людям мы готовы выезжать на дом. Позвоните на нашу "горячую линию", оставьте свой контактный телефон. Мы согласуем с вами время и приедем, чтобы сделать фотокопии необходимых документов.
- Как будет начисляться оплата тем потребителям, кто не предоставит документы в ТГК-9?
- Будем начислять на основе той информации, которая у нас есть на данный момент. Естественно, это может сказаться на корректности расчетов. Очень просим граждан, у которых при получении новых квитанций на оплату возникнут вопросы, не пугаться, не возмущаться, а сразу обращаться к нам. Как только у нас будет вся информация об этом человеке, как только он предоставит необходимый пакет документов, мы сразу же проведем перерасчет.
- Последний вопрос. Переход на прямые расчеты как-то повлиял на начало отопительного сезона в Сыктывкаре?
- Именно благодаря тому, что было принято решение о переходе на прямые расчеты и получена поддержка администрации города, нам удалось избежать проблем с подключением жилого фонда. Со своей стороны ОАО "ТГК-9" выполнило все обязательства и обеспечило подачу тепла во все многоквартирные дома. Если где-то батареи до сих пор холодные, вопросы надо адресовать обслуживающей организации. Причиной может быть неполадка внутридомовых систем, завоздушивание, ремонтные работы. Повторю, мы свои обязательства перед городом выполнили полностью.