Новости Республики Коми | Комиинформ

Победители гонки "Ыбица. Кросс-кантри" "экоперезагрузились" в окрестностях старинного села

Победители гонки "Ыбица. Кросс-кантри" "экоперезагрузились" в окрестностях старинного села
Победители гонки "Ыбица. Кросс-кантри" "экоперезагрузились" в окрестностях старинного села
logo
Победители гонки "Ыбица. Кросс-кантри" "экоперезагрузились" в окрестностях старинного села
Фото Елены Волыхиной

Победители экстремального велосипедного заезда на призы главы Республики Коми Вячеслава Гайзера, который прошел в первый день мультифестиваля "Ыбица", воспользовались своими призами от Корпорации по развитию туризма Республики Коми. Обладатели четвертого, третьего и второго мест получили возможность побывать на экскурсии в старинном селе и стать участниками динамического сплава на байдарках по реке Сысола.

Поход прошел в рамках подготовки к Международному экофоруму "Ёж", который пройдет в Сыктывкаре 11-13 сентября. Несмотря на нестабильную погоду, в историю и современность Ыба и эко-радости от сплава решили погрузиться четверо спортсменов-любителей, к ним присоединились столько же журналистов. Для троих сплав стал первым опытом водного туризма.

IMG_2615_preview_610_600x400.jpg

Экскурсия по селу началась в десять утра у святого источника Всех Скорбящих Радость в центре села – местечке Каргорт. Он задал и первую тему экскурсии о православной истории Ыба. Старинный Свято-Вознесенский храм стал одним из трех храмов, действующих в советское время на территории республики, вместе со Свято-Казанским в Сыктывкаре и церковью в селе Айкино Усть-Вымского района. В годы сталинского правления он использовался как пункт пересылки депортированных и как склад. В 1954 году 30 колхозников написали в Совмин Коми АССР трогательное письмо с просьбой об открытии церкви. Все просители были проверены соответствующими органами и получили нелестные характеристики. Первая попытка была неудачной, однако в 1956 году заявление об открытии церкви подписали уже 90 человек. 7 декабря 1956 года власти открыли церковь и с удивлением констатировали, что она стала одним из самых популярных "заведений" в селе: в следующем году на исповеди в храме побывали 400 человек, 313 крестились, 22 пары венчались, было отпето 78 умерших. И это в "махровое" атеистическое время!

IMG_2627_preview_610_600x400.jpg

Экскурсанты узнали, что сегодня в селе действуют три часовни и четыре храма, три из которых – на территории Серафимовского женского монастыря "под управлением" настоятельницы, строгой матушки Иеремилы. Паломники размещаются в монастыре не только в обычном доме, но и в современном вагоне со всеми удобствами – подарке монастырю от железнодорожников. Одна из деревень, которых в Ыбе восемнадцать, получила название с легкой руки православного иерарха Коми края – святителя Стефана Пермского. По легенде, он приплыл по Сысоле в Ыб, поднялся по ручью, чтобы проповедовать ыбским язычникам. Однако жители деревни не пустили его, закидав камнями. "Худая (плохая) деревня", - изрек святитель. И сегодня, спустя почти 650 лет, деревня с русским названием "Степановка" именуется в народе "Худöй".

Тем не менее, несмотря на агрессивное поведение древних ыбчан по отношению к первому миссионеру, и в советское время, и в 21 веке Ыб является местом паломничества и одним из самых "православных" сел Коми.

Победителям гонки рассказали о ломке стереотипов и смычке города и села, правда, не в том виде, как хотели в свое время советские идеологи. Ыб становится коми "Рублёвкой". Стоимость старых домов с участками сегодня превышает миллион рублей, хотя еще пять-шесть лет назад их можно было приобрести за 100 тысяч рублей и дешевле. Только за последние годы в село на постоянное место жительство переехало около десяти горожан. Летом "деревенскими" становятся бизнесмены, чиновники, депутаты, известные деятели культуры, а "букет" имен соседей в центре села пестрит знаменитыми фамилиями. Благодаря такому соседству у местных жителей появляется возможность подработать в летний сезон. Ыб активно застраивается, благо действующий в Коми закон позволяет застройщику единовременно безвозмездно использовать две сотни кубов леса в качестве строительного материала.

"Кто в селе не пьет и работает, живет достойно. Собственный дом, баня, хозяйство с живностью, машина, а то и две, лодка, дары леса и добыча охотника и рыбака, экологические продукты с собственного огорода – мечта горожанина. И при этом сохранение родного языка и родовых традиций коми", - так, со слов экскурсовода, выглядит идеальная, но вполне реалистическая жизнь крепкого сельчанина.

Путешественники полюбовались красотой села и реки с одного из холмов, на которых растянулся Ыб на 15 километров, послушали про древние останки позвоночных, найденные в заказнике "Каргортский" в центре села и, остановившись у источника Преображения Господня, славящегося самой вкусной в республике водой, добрались до переправы к селу Яснэг, чтобы пересесть на байдарки.

Перед началом водного пути велосипедистов, переквалифицировавшихся в байдарочников, ждал сюрприз. Местная жительница Екатерина Муравьева, славящаяся своей выпечкой, приготовила для них коми национальные шаньги на ржаной муке с картошкой, солеными грибами и крупяной начинкой.

IMG_2616_300x450.jpg

Подкрепившись и послушав рассказ о коми традиционной кухне, "простой, но вкусной и сытной", байдарочники под руководством известного туриста Сергея Семяшкина заняли места в суднах и взмахнули веслами. Две путешественницы приняли участие в походе в качестве "огурцов" - так на туристском сленге называют пассажиров, которым не досталось весел.

"Учитывая погодные условия, мы предложили победителям велогонки сокращенный вариант сплава – до деревни Захарово. Он займет всего час, - рассказал сотрудник Корпорации по развитию туризма РК Пётр Касев. – В хорошую погоду мы предлагаем туристам более длительный сплав – до деревень Каргорт и Погост – с обедом и анимацией. Расстояние по дороге от начального до конечного пункта сплава заняло бы всего десять километров, по реке же оно увеличивается вдвое, а время сплава занимает пять-шесть часов".

Погода устроила водникам настоящее испытание, посылая на них то проливной дождь, то обнадеживающие лучи солнца. Снабженные дождевиками, они мужественно переносили трудности сплава.

"Мы не ожидали, что на реке могут быть такие высокие волны. Временами байдарку практически захлестывало и наша одежда, несмотря на дождевики, была до локтей мокрой. Вместо часа мы сплавлялись два: ветер не давал двигаться вперед, и мы часто стояли на месте, хотя гребли изо всех сил", - рассказала участница сплава Елена Волыхина.

Сысола делает мимо села Ыб более десяти поворотов, в некоторых местах изменяя направление почти на девяносто градусов. На некоторых участках реки дома подступают почти к самой воде, а где-то до них – несколько километров. Излучины реки открывали взорам туристов то обрывистые берега, просверленные стрижиными гнездами-норками, то живописные пляжи и луга. Время от времени на пути смельчаков попадались местные рыбаки.

Конечным пунктом сплава стал пологий берег в деревне Захарово. За сто метров до него участникам сплава удалось полюбоваться старинным сооружением в виде нескольких рядов полусгнивших столбов по обеим берегам реки, торчащих из воды. Поспорив об их предназначении, путешественники решили, что это остатки пристаней для молевого сплава.

Дотащив байдарки до Дома культуры в деревне Захарово, туристы отправились на обед и вручение сертификатов о прохождении маршрута в эко-туристический лагерь "Ёж", который расположился на территории Финно-угорского этнокультурного парка.