Новости Республики Коми | Комиинформ

Агентство "Комиинформ" распространяет интервью председателя Конституционного Суда Коми Виктора Гаврюсова

Агентство "Комиинформ" распространяет интервью председателя Конституционного Суда Коми Виктора Гаврюсова
Агентство "Комиинформ" распространяет интервью председателя Конституционного Суда Коми Виктора Гаврюсова
logo
Агентство "Комиинформ" продолжает серию интервью, посвященных 80-летию государственности Республики Коми.

Годовщина государственности Коми отмечается 22 августа. В этот день в 1921 году декретом ВЦИК была образована Коми автономная область. С вопроса о том, какой опыт в области государственного строительства в Коми накоплен за прошедшие 80 лет, корреспондент агентства "Комиинформ" начал беседу с председателем Конституционного Суда республики Юрием Гаврюсовым:

- Без всяких условностей можно сказать, что 80 лет назад началось формирование государственности Республики Коми. В соответствии с декретом ВЦИК в 1921 году коми, которые ранее проживали на территории разных губерний, впервые получили единое национальное государственное образование.

Становление Коми государственности шло сложным и противоречивым путем. В 1929 году в стране проходила административно-территориальная реформа. Был образован Северный край, в состав которого вошли Архангельская, Вологодская, Северо-Двинская губернии и Коми автономная область с центром в Архангельске. Это решение принесло значительный социально-экономический ущерб Коми, ощутимый до настоящего времени. В едином экономическом комплексе края Коми отводилась роль поставщика древесины. Ориентировка на монопродукцию явилась тормозом для развития других отраслей, наукоемких производств.

С принятием Конституции СССР 1936 года Коми автономная область была преобразована в Коми автономную Советскую Социалистическую Республику. 23 июля 1937 года Чрезвычайный съезд Советов Коми АССР утвердил Конституцию Коми АССР. Это первый опыт конституционного строительства в Коми. В 1978 году была принята вторая Конституция Коми АССР. К 90-м годам прошедшего столетия в Коми был уже накоплен значительный опыт ведения государственных дел в условиях социалистической системы хозяйства. Однако опыта конституционного строительства почти не было.

Однако Конституция Коми, принятая 17 февраля 1994 года, отличалась от двух предыдущих тем, что была разработана непосредственно в республике. Она учитывает ее исторические, экономические, географические, культурные и национальные особенности.

- Как проходила работа над ныне действующей Конституцией Коми?

- Более чем за год до ее принятия была создана комиссия по разработке проекта Конституции, которую возглавил Председатель Верховного Совета Коми АССР Юрий Спиридонов. Членами Комиссии стали депутаты, государственные и общественные деятели, а также эксперты. Все они были проникнуты духом правового романтизма, хотя знаний и опыта не хватало. И это объяснимо. В советской юридической литературе в то время не было публикаций о разделении властей, о моделях федераций. Но у комиссии были свои ориентиры. Это Декларация о государственном суверенитете РСФСР и Коми АССР, Федеративный договор. К сожалению, ориентиры часто менялись. Уже на всероссийском Конституционном совещании было признано, что Федеративный договор выполнил свою роль, и от него необходимо отказаться. Тогда было принято решение - не принимать Конституцию Коми до принятия Конституции РФ, признавая верховенство последней. Жизнь подтвердила правильность такой тактики. Республики, которые приняли свои конституции до федеральной, вынуждены были в последующем разрабатывать новые или вносить кардинальные изменения в ранее принятые Основные законы.

- Какую роль сыграло принятие Конституции 1994 года в развитии государственности Коми?

- С ее принятием завершился важный этап в реформировании государственности республики. На смену тоталитарного государства с однопартийной системой создавалось правовое, демократическое государство с рыночной экономикой, с республиканской формой правления. В Конституции появились новые конституционно-правовые институты: Глава Республики Коми, Конституционный Суд Республики Коми. Права и свободы человека и гражданина закреплены с учетом международных стандартов. С помощью Основного закона в республике удалось избежать межнациональных распрей. В Конституции Коми некоторые права человека закреплены даже в большем объеме, чем в Конституции России. Так, например, в Коми гарантируется бесплатность полного среднего образования, в то время как в Конституции РФ - только основного общего - девятиклассного.

В ходе подготовки проекта Конституции были найдены оригинальные решения, отражающие особенности Коми государственности. Главой государства является не президент, а Глава республики. Глава Коми одновременно является руководителем исполнительной власти, что обычно характерно для президентских республик. Поэтому я обычно говорю, что Коми является более президентской, чем Россия. Имеются и особенности в соотношении законодательной и исполнительной ветвей власти. А Съезду коми народа предоставлено право законодательной инициативы.

- Разработчики республиканской Конституции во многом были в свое время первопроходцами. Использовались ли их находки для подготовки подобных документов в других регионах?

- Да, например, представители Марий Эл приезжали в Коми знакомиться с опытом работы Конституционного Суда. Они утверждают, что наша практика убедила их создать Конституционный Суд. На всероссийском совещании Председатель Конституционного Суда Марий Эл заявил, что прародителем их Суда является Конституционный Суд Коми. В настоящее время принято решение - Главу государства в Карелии именовать Главой республики, как в Коми. Надо сказать, что это новшество законодательства, до этого не было примеров, чтобы руководитель исполнительной власти республики именовался Главой.

- В каком направлении, на Ваш взгляд, будет развиваться конституционное строительство в Коми в дальнейшем?

- В последующем в России, по моему мнению, наибольшее внимание будет обращаться на разграничение предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами федерации. Это основная проблема любого федерализма, так как его целью является сделать субъекты автономными, самостоятельными, хотя бы по отдельным вопросам. Как любое явление в России федерализм должен пройти три стадии: вначале одна крайность, затем другая и только затем принятие взвешенных оптимальных решений. Первая стадия выражалась в формуле "Берите суверенитета столько, сколько осилите", вторая - в отрицании суверенитета вообще. Сейчас уже наступает третья стадия, она будет достаточно длинной.

Федерализм в России в настоящее время предельно централизованный. Это приносит вред. Субъекты Федерации слишком разные, поэтому применять унифицированное законодательство по всем вопросам нельзя. Как-то газета "Известия" очень положительно отзывалась о природоохранительной деятельности в Республике Башкортостан. Там были установлены повышенные штрафные санкции за рубку елок. Но эти отношения урегулированы федеральным законодателем. И закон Башкирии был признан неконституционным. Разве это правильно? Субъекты Федерации разные: одни имеют большие лесные запасы, другие безлесные; в одних высокий уровень жизни, в других - низкий. А штраф один - его устанавливает Центр.

На мой взгляд, численность предметов совместного ведения будет сокращаться. Должны быть четко определены предметы ведения РФ, а все остальное - предметы ведения субъектов. Возрастет не только ответственность руководителей субъектов Федерации за положение дел на местах, но и появится возможность влиять на развитие хозяйства, социальной сферы, уровень жизни населения.

- То есть Вы считаете, что у законодателей Коми работы хватит еще надолго?

- Я думаю, что да. Однако вначале необходимо достичь изменений на федеральном уровне.

Беседовал Захар Волокитин "Комиинформ"