20 июня 2001 года
Ведущий: Спасибо, Юрий Алексеевич. Есть вопросы у журналистов из Сыктывкара?
"Красное Знамя", Дарья Щучалина: Юрий Алексеевич, у нас, по данным Комитета природных ресурсов, существуют 54 компании, которые имеют право на недропользование. И вот не так давно федеральная комиссия государственного экологического контроля лишила восемь компаний 30 лицензий на добычу сырья в связи с нарушением законодательства. Что Вы скажете по этому поводу, и как, на Ваш взгляд, отразится перестановка сил в нефтяном мире после продажи этих лицензий на аукционе?
Спиридонов Ю.А.: Я скажу лучше, как у нас в республике обстоят дела. У нас есть компании и наши отечественные, и зарубежные, которые нарушают условия лицензионного соглашения. Есть решение Главы, есть такое указание - комитет получил, чтобы эти компании лишить лицензии и выставить опять на аукционы, для того, чтобы найти хорошего хозяина. Я вам должен сказать, компании среагировали, некоторые дали обязательства, некоторые попросили отсрочку, и по законам они имеют право на такую отсрочку. Окончательное решение мы будем принимать по нескольким компаниям в августе.
Перестановка, да. Первое, я так думаю, что когда придут приобретать это месторождение в свою собственность компании, то я говорил в начале - созвучный был вопрос - придет и победит лучшая компания с лучшими условиями. Чтобы предложить лучшие условия, надо иметь деньги. Если прогнозировать, то это будет укрупнение компании, естественное только. Не искусственное, что мы отдаем право только крупным компаниям, а другого собственника не запускаем на территорию республики, малый и средний бизнес и т.д. Это будет естественное укрупнение, если они до этого не договорятся друг с другом о совместной собственности или продадутся друг другу. Этот механизм тоже существует. Это первое.
И второе, те, кто купил для того, чтобы перепродать и все равно не будет вкладывать, знает на сто процентов, что пойдет сдаваться в плен солидной компании. И, в-третьих, у нас не выполняют лицензионные соглашения не только мелкие компании, но и крупные, тот же "Лукойл" и "Тэбукнефть". Они не достигли уровня добычи, предусмотренного лицензионным соглашением. Нас это меньше всего волнует. Что такое не достигли уровня - это значит, государство теряет в налогах. Мы бы имели значительно больше налогов и решали по-другому свои проблемы, поэтому, я думаю, это будет иметь и такой эффект, что завтра это будет крупное лишение лицензии из-за невыполнения лицензионных соглашений крупных нефтяных компаний. Так что они поэффективнее начнут вкладывать туда инвестиции, чтобы выйти на уровень лицензионных соглашений. Так что эффекты будут положительные, в пользу государства, в пользу людей и в пользу самих же компаний, которые меньше будут растаскивать или распихивать эти доходы и супердоходы по оффшорам, а больше вкладывать в развитие производства.
Ведущий: Спасибо, Юрий Алексеевич. Еще вопросы от журналистов из Сыктывкара.
Программа "Панорама республики", Мария Мальгина: У нас вопрос в связи с последними событиями с интинскими шахтерами. Нам известно Ваше несколько негативное отношение к голодовкам, к такой форме протеста, но все-таки... Они вчера были госпитализированы. Прокомментируйте ситуацию.
Спиридонов Ю.А.: Люди используют свое конституционное право. Акционерные компании используют свое. Платить нечем. Каждый получит столько, сколько получают остальные. Весь комментарий. Как будет работать - частная собственность. Вы знаете, кому принадлежало, вы знаете, кто довел шахту "Западная" до жизни такой. Сейчас государство вынуждено вытаскивать ее оттуда. Появятся средства, появятся деньги, но только не за счет бюджета. Грабить бюджет, грабить опять всех, урезать социальные программы ради того, что кто-то не может организовать работу, мы не будем. Не только к голодовкам, но и к забастовкам такое же отношение.
Ведущий: Юрий Алексеевич, у нас есть вопрос из Воркуты, без подписи. Вопрос следующий. Вместе с Вологодским губернатором Позгалевым Вы предложили Президенту Владимиру Путину создать управляющую компанию для акционерного общества "Воркутауголь" с участием Правительства Коми и ОАО "Северсталь". Президент уже дал какой-то ответ на эти предложения и каковы перспективы создания этой компании?
Спиридонов Ю.А.: Президент отнесся к этому положительно, поручил Госимуществу России поддержать нас. Но мы ставили вопрос, чтобы, во-первых, 50 на 50 имели "Северсталь" и госимущество республики. Надо передать в управление этой компании наш пакет акций - там 25 процентов плюс одна акция мы набираем и 15 процентов "Северстали". Плюс мы предложили России тоже свой пакет акций передать в управление этой компании.
Чем это было вызвано? "Северсталь" давно уже желает управлять объединением "Воркутауголь" и, естественно, озабочено поставками угля на Череповец. И мы тоже, потому что и Воркута, и шахты, где добывается коксующийся уголь, строились под Череповецкий металлургический комплекс. Но сегодня угольная отрасль такая, я имею в виду в первую очередь подземную добычу, что мы не можем позволить себе оставить шахтера сегодня один на один с частником, который не сможет поднять сегодня новые шахты, не сможет дать сегодня достаточно инвестиций в развитие угольной отрасли или угольных предприятий, значит, не может дать ничего в развитие города. И шахты и город будут обречены на вымирание. Без государственной поддержки, это наше твердое убеждение, сегодня такой бассейн как Печорский не выживет. Это однозначно. Поэтому мы очень осторожны в этом вопросе. Первая наша позиция, что никому мы свои акции, свой пакет (у нас блокирующий пакет акций) ни продавать, ни отдавать не будем. Это раз.
Второе. Как показала практика, подтверждаются все-таки наши предположения о том, что "Северсталь" заботит в первую очередь управление, через управление - поставка угля только на Череповец, абсолютное отсутствие интереса к энергетическим углям - а это значит больше половины нашего Печорского угольного бассейна. Это судьба Инты, судьба Воркуты. Ну, проживем 5 лет, проживем 10, а потом будем решать проблему одной пятой населения нашей республики. Куда их переселять, что с ними делать? Судьба некоторых городов особенно сырьевых, в России уже это подтверждает. Поэтому, я думаю, что нужно с нами садиться, создавать компанию и рулить, чтоб наш уголь в первую очередь шел на Череповец, на Северо-Запад. Я знаю в округе, я с Виктором Васильевичем встречался, на эту тему был разговор. Мы все заинтересованы в том, чтобы процветал Череповецкий металлургический комбинат. Для нас это рынок коксующих углей хороших, для страны - это металл со всеми вытекающими последствиями. Поэтому дальше будем продолжать эту работу. Во всяком случае, первую попытку продать государственный пакет акций нам предотвратить удалось вместе с руководством округа, вместе с федеральными структурами при поддержке Президента.
Ведущий: Мы работаем уже более часа. Времени не так много осталось. Я хотел передать слово Санкт-Петербургу. Наверное последний вопрос из Санкт-Петербурга. Пожалуйста.
"Интерфакс", Валерий Черницын: Юрий Алексеевич, сосед, губернатор Ненецкого округа Владимир Бутов объявил о широкомасштабной идее создания Ненецкого трубопроводного консорциума. Если паче чаяния эта идея выгорит, чем это обернется для республики?
Спиридонов Ю.А.: Для республики, в принципе, ничем, потому что в прошлом году уже было принято решение по строительству головной части нефтепровода Харьяга-Уса-Усинск и дальше, вы знаете, по БТС, вся эта составная часть Балтийской трубопроводной системы. Заказчиком выступает государство в лице "Транснефти". Поэтому воронка, куда будет вливаться нефть - БТС - в руках надежных, государства. Другое дело, что можно было бы потом говорить и о расширении возможностей этого нефтепровода, который идет с северных месторождений в сторону Ленинградской области, на причалы, которые в этом году уже будут вводиться. После вмешательства Президента идет достаточно энергично проектирование и начало строительства, где-то в октябре будущего года будет готово. Конкретно по заявлению о трубопроводном консоциуме или как Вы сказали идее? Я что хотел сказать - мечтать не вредно, по-моему, даже полезно иногда. /следует/