20 июня 2001 года
Спиридонов Ю.А.: Нельзя отрывать Республику Коми от процессов реформирования, которые происходят в России. Что дали реформы за эти 10 лет? Они создали абсолютно другое состояние общества, другую форму общества, другой образ общественного сознания, менталитет россиян. Когда мы должны перейти от формулы, что нас защитит домком и профсоюз, к формуле, что мы, прежде всего, сами отвечаем за свою жизнь. Это первое. И второе, что мы не такие уж серые. А кто лучше работает, тот на самом деле лучше живет в нормальном, цивилизованном обществе.
Я не хотел бы сегодня присваивать для популизма или для красного словца или для перчиков всякие афоризмы к определению, в каком мы сегодня находимся состоянии общества. Но то, что мы строим нормальное общество, - это дали реформы.
Реформы проявились не только в экономике. Нам предстоит еще очень и очень много. Мы никак не оторвемся от старых догм и в тоже время знаем, что нельзя жить по тем законам, по той идеологии. Сегодня один из основных вопросов, наверно, самый острый, где идет самый большой накал страстей, - это создание нормальной законодательной базы того государства, которое мы сегодня реформируем и ради которого проходят все эти реформы. Поэтому республика - это частичка России, и нам это очень и очень важно. Часто мы говорим, что реформы это разрушительно, это развал, это разруха. Я бы считал, что, наверное, тоже здесь перехлест эмоций. Реформы - это все-таки преобразования. И как говорят, ломать - не строить. Ломать легче, а вот преобразовать, создать что-то новое, причем "не на обломках самовластья и не до основания, а затем", а преобразовать и взять с собой что было полезное. Это значительно труднее.
Вот эти десять лет мы этим и занимаемся. Если говорить о республике, то каждый из регионов здесь имеет свое лицо. Может быть нам это удалось более спокойно, более конструктивно, более соборно, если говорить обо всех участниках этого процесса и структурах власти, и о структурах экономики, и о компаниях, и о частном бизнесе, просто о гражданах нашей республики. Поэтому некоторые социальные программы, естественно благодаря подъему экономики, у нас проходят белее успешно, то есть чуть повыше уровень, чем скажем по России в целом.
Если говорить об экономике, я думаю, что все же таки оседлали этого коня по имени "реформа". И последние два года мы имеем стабильные темпы роста объема промышленного производства. Лет 25-30 не видели таких темпов развития экономики республики. Мало того, это не один год. По Северо-Западу, по России в прошлом году такие цифры показали, а в этом году совсем другое - опустились. У нас эти темпы выше российских, достаточно высокие для Северо-Запада, пожалуй, мы уступаем только Санкт-Петербургу.
Ведущий: У нас на связи Санкт-Петербург.
Информационный портал strana.ru.: Юрий Алексеевич, в свое время Вы обсуждали с Чубайсом вопросы развития энергетического сектора, в том числе Интинской станции. О чем конкретно удалось договориться? Насколько, на Ваш взгляд, программа реструктуризации РАО "ЕЭС России", отвечает интересам региона, развития отрасли?
Спиридонов Ю.А.: Проблемы, которые мы обсуждали с Чубайсом, - если когда-то нам решить этот вопрос, то я так думаю, что на десятилетие будут обеспечены перспективы развития нашей республики. Речь идет вот о чем. Вы знаете, что Владимир Путин уже в новой своей должности Президента поставил задачу, чтобы энергетика, а это значит и экономика России, сошла с газовой иглы и перешла на твердое топливо. Республика располагает по объемным показателям уникальными запасами угля, которые сегодня, как нам известно, превышают 200 миллиардов тонн. Это на столетия хватит. И не использовать этот потенциал, в то время как газ является хорошим товаром и может служить и в быту, конечно, было бы не разумно. Поэтому, учитывая изменения в стратегии топливной составляющей энергетики, мы вышли с предложением. Мы связались с компаниями, с банками и с американскими, и с европейскими. Вышли с предложением к Анатолию Борисовичу о строительстве мощной тепловой электростанции на базе интинских углей. Для того, чтобы мощности станции и мощности ныне действующих шахт позволили снять нарастающую потребность в электроэнергии. Подъем промышленности - это, прежде всего, востребованность киловаттов, нарастающая потребность в электроэнергии и Северо-Запада, и Балтийского энергетического кольца, и ближнего зарубежья (Белоруссия, Украина, Прибалтика), Европы, Скандинавии.
Стоимость проекта. Для этого требуются коммуникации, энергетические коридоры в виде ЛЭП. Стоимость проекта около шести миллиардов американских долларов. Проект по схеме без гарантий государства.
Анатолий Борисович, пожалуй, единственный наш союзник в РАО ЕЭС. Остальные чиновники всячески сегодня стараются этот проект блокировать. Но я думаю, что мы найдем общий язык. Состояние такое, что в июне-июле мы должны еще раз рассмотреть, чтобы осенью принять окончательное решение. Сегодня РАО ЕЭС заинтересовано в приобретении угольных мощностей, разрезов, шахт. И мы этот вопрос тоже будем обсуждать. Если мы договоримся, тогда мы уж не только союзники, а соучастники, совладельцы одних и тех же угольных шахт. И проект этот и для нас, и для России будет иметь принципиально важное значение.
Еще одно немаловажное качество - всегда с российского товара любым способом стараются сбить за счет качества ценовые показатели. И на этом мы много теряем. С киловатта сбить что-нибудь трудно. Там есть частота и сам киловатт. Поэтому сам товар для России может быть в неограниченных количествах.
Что касается реформы. У нас неоднозначное отношение. Особенно вот это разделение - все коммуникации и распределение, и сеть - это государственное регулирование. Но в принципе государство должно регулировать. А генерирующие мощности это уже дело компании. В принципе это схема нефтедобывающей отрасли. У нас есть "Транснефть" и много нефтяных компаний. В принципе это та схема, которая сегодня будет разработана и внедрена в ОАО "Газпром". В принципе это то, что мы уже пережили, когда шло это хулиганское приобретение собственности. Когда перерабатывающее производство, особенно в аграрном комплексе, разделилось - остались переработчики-распределители (та самая схема доставки к потребителю), а сельхозпроизводитель остался регулируемый этим собственником. Так и в государстве может быть. Будут устанавливаться тарифы входные, тарифы выходные для населения. Выгодно это будет тем, кто будет владеть генерирующими мощностями или не выгодно, я не знаю. Мы бы не хотели разрушать свою систему, которая есть у нас. С Анатолием Борисовичем мы тоже на эту тему говорили. Выходы у нас есть через Вологодскую и Кировскую области, если провода мы эти отрежем, то лет на 20 мы вообще не сможем думать об энергообеспечении своей территории. То есть у региона больших проблем нет, а сомнения на счет реформы у нас пока есть. Обнадеживает, что мы с Анатолием Борисовичем согласились, - это надо делать постепенно. Созрели - сделали, изменили структуру, не созрели - продолжаем работать. /следует/