Новости Республики Коми | Комиинформ

"Гражданский брак" таит опасность, в первую очередь, для ребенка — детский омбудсмен Коми Нелли Струтинская

"Гражданский брак" таит опасность, в первую очередь, для ребенка — детский омбудсмен Коми Нелли Струтинская
"Гражданский брак" таит опасность, в первую очередь, для ребенка — детский омбудсмен Коми Нелли Струтинская
logo
"Гражданский брак" таит опасность, в первую очередь, для ребенка — детский омбудсмен Коми Нелли Струтинская
Фото Надежды Горчевой.

Сегодня, 1 июня, в Коми отмечается Международный день защиты детей. О том, какие меры предпринимаются в республике по поддержке семьи и детства, какие проблемы стоят острее всего и каковы перспективы их решения в интервью агентству "Комиинформ" рассказала Уполномоченный по правам ребенка при главе Коми Нелли Струтинская.

- Нелли Леонидовна, расскажите, пожалуйста, выросло ли за год количество обращений к Вам от жителей республики? Какие проблемы чаще поднимаются?

- Да, количество обращений несколько выросло. За два года поступило около 300 обращений на личный прием, порядка 150 — письменных, и еще довольно много телефонных звонков. Одна из самых больных проблем на сегодня, касающаяся не только детей, а семей в целом — это жилье. Больше всего вопросов поступает по поводу условий, в которых проживает семья. Причем как неполная семья, так и семья полная, многодетная семья, семья, в которой воспитывается ребенок-инвалид.

Также много обращений от матерей, которые не получают алименты. Довольно проблематично бывает найти отцов, которые не хотят нести ответственность, помогать своим детям. Естественно, женщины просят каким-то образом поспособствовать решению этой проблемы. Служба судебных приставов достаточно серьезно работает по поиску отцов-неплательщиков, но есть люди, которых практически невозможно найти, либо если их и найдут, они не будут содержать ребенка.

Сегодня на уровне президента России решается вопрос о создании федерального алиментного фонда. Пока он обсуждается, но раз к нему пришли, значит, эта проблема актуальна для многих регионов. Семьи, оказавшиеся в такой непростой ситуации, государство намерено поддерживать.

Еще одна проблема касается детей, которые рождаются в так называемых "гражданских браках", то есть, у пар, которые официально не регистрируют свои отношения. Как не прискорбно об этом говорить, но довольно часто через какое-то время мужчины уходят из такой семьи, и тогда женщина остается наедине со всеми заботами по содержанию и воспитанию детей. А забот достаточно много.

Я считаю, что прежде, чем решиться на "гражданский брак", в первую очередь, женщина должна подумать о том, как будет защищена она и ее ребенок. Бывают ситуации, когда мать остается с двумя, а то и с тремя детьми, и у нее нет возможности работать, содержать детей, возникает множество проблем, женщина начинает стучаться во все двери в поисках помощи. А бывает так, что женщина и сама не использует те возможности, которые сегодня дает ей государство. Например, она может оформить статус малоимущей, подать документы на субсидию как нуждающаяся и так далее. Мер соцподдержки сегодня хватает. Но этого всего женщина не знает.

В первую очередь, мать должна понимать, что значит нести ответственность за ребенка. Нужно надеяться не на кого-то, а, прежде всего, на себя - самой прилагать усилия, чтобы дети были счастливы.

Порой бывают весьма интересные случаи. Например, ко мне несколько раз обращались "гражданские мужья", которые сейчас находятся в местах лишения свободы. Они жалуются на то, что государство не поддерживает детей, семью, которые остались без отцов по причине заключения последних. Впервые получив такое письмо, я, честно говоря, изумилась. С одним таким товарищем у нас идет уже довольно долгая переписка. Он все винит государство, а мне хочется его спросить: "А вы то сами как отец, совершая преступление, думали о том, с чем останутся ваши дети?". Я наводила справки об этой семье. Вместе с органами опеки и попечительства одного из муниципалитетов мы решали этот вопрос, но оказалось, что сама женщина не замотивирована на собирание справок и прочие процедуры, необходимые для получения мер соцподдержки.

И в каждой из таких ситуаций страдают, прежде всего, дети. Это проблема социальная, даже нравственная.

Надо сказать, что существенно сократилось количество обращений по устройству детей в дошкольные учреждения. Наглядно видно, что проблема решается.

Есть обращения, касающиеся нарушений прав детей в образовательных учреждениях. Чаще всего речь идет о межличностных конфликтах, которые возникают между ребенком, учителем (воспитателем) и родителями. Ситуации бывают разные, и во всех случаях работа по налаживанию отношений ведется индивидуально. Но, конечно, высокие требования предъявляются, в первую очередь, к педагогу. Воспитателю, как и учителю, ни в коем случае нельзя подрывать свой педагогический статус. Педагог должен сохранять лицо в любой ситуации, а не "скатываться" до оскорблений... Хотя на сегодня сделать это бывает довольно трудно. Дети порой жестко испытывают учителей на прочность. Но надо понимать, раз ты выбрал такую профессию, обязан ей соответствовать.

Также по своим вопросам обращаются приемные, многодетные семьи, разведенные родители, которые никак не могут "поделить" ребенка. Бывает даже после вынесения судебных решений по поводу того, с кем остается жить ребенок, "обделенный" родитель не может с этим смириться. Казалось бы, это житейские ситуации, а, с другой стороны, это серьезные проблемы для конкретной семьи, конкретного ребенка, его мамы и папы.

Но, к сожалению, у части обратившихся можно наблюдать явно иждивенческую позицию, когда сам человек ничего не предпринимает для того, чтобы решить свои трудности, а перекладывает ответственность на других, ждет, что за него все сделают. И не просто ждет, а требует.

- Были ли внесены какие-то значимые изменения в российское законодательство по защите прав детей в последнее время? Как обстоит работа в этой части на уровне правительства республики?

- Существует Национальная стратегия действий в интересах ребенка на 2012-2017 годы. Аналогичный документ принят и у нас в республике. Эти правовые акты обязывают совершенствовать российское и региональное законодательство в части поддержки семьи и детства в целом.

Также на серьезном контроле находится выполнение указов президента, принятых в мае прошлого года. Часть из них непосредственно касается семьи и детей. Наши главы социальных министерств и ведомств отчитываются о том, что и как сегодня делается для того, чтобы ситуация улучшалась.

Вообще законов и изменений к ним сегодня очень много. Главная задача – поддержать семьи всех категорий.

Глава нашей республики Вячеслав Гайзер вопросы поддержки семьи и детей считает приоритетными. В течение нескольких лет реализуются госпрограммы социальной направленности. 2011 год был объявлен Годом ребенка, 2012-й прошел под эгидой поддержки молодежи, в том числе из семей с детьми. Введено много мер соцподдержки семей и детей. Я не буду все перечислять, но и на последующие годы уж скорректированы планы и программы. В своем докладе об итогах деятельности правительства Коми за последние три года Вячеслав Михайлович сказал : "Главное, на чем сегодня хотел бы сделать акцент: достойную жизнь наших граждан необходимо обеспечить уже сегодня. Мы долгие годы говорили и говорим о светлом будущем для наших детей. Да, безусловно, это правильная цель. Но не может быть хорошего будущего у наших детей , если сегодня мы не обеспечим достойное настоящее их родителям".

- Какие категории детей сегодня особенно нуждаются в защите и поддержке в Коми?

- На мой взгляд, в этом нуждаются все дети, потому что они растут в семьях, у которых всегда есть свои сложности. Наибольшее внимание я бы обратила на детей с ограниченными возможностями здоровья. Поддержка этой категории предусмотрена, но по некоторым направлениям ее необходимо усилить. Прежде всего, я имею ввиду решение жилищных проблем. Когда семья ребенка, нуждающегося в особом уходе и заботе, проживает в полуаварийном доме (особенно это касается сельских районов), или семья проживает в малосемейном общежитии, где для ребенка-инвалида нет подходящих условий, ей надо оказать поддержку.

- Как продвигается работа по совершенствованию социальных гарантий для детей-сирот и детей, находящихся на попечении?

- Неплохо. Сегодня в этом плане выстроена системная работа. Действуют довольно серьезные программы на федеральном и региональном уровнях. Каждая из семей, в которой дети находятся на попечении, сегодня - под пристальным контролем социальных служб. Та поддержка, которая на сегодня возможна – финансовая, организационная – оказывается.

- В связи с последними событиями в Сыктывкаре (я имею ввиду инцидент с избиением школьницы на улице) хотелось бы спросить, какие меры предпринимаются в регионе для профилактики детской жестокости, то есть, жестокости самих детей по отношению к сверстникам?

- Случаи проявления жестокости детей друг к другу в республике единичны, но они есть. Анализ этих фактов показывает, что недостаточно проводится работа и с семьей, в которых воспитываются дети, состоящие на учете по делам несовершеннолетних, и в школах. Мало кто из педагогов обращает внимание на признаки склонности учащихся к проявлению агрессии. Мол, если эти случаи происходят не в учебном заведении, а на улице, то их это не касается. Я считаю, что, прежде всего, необходима информационная работа. Детям нужно привить понимание того, что жестокость – это не норма поведения. Но жизнь сегодня диктует свои условия: по телевизору и в интернете дети видят очень много того, чего им видеть ни в коем случае не следует. Это и жестокость, и насилие, и злоба, и так называемые "сцены для взрослых". Не удивительно, что несовершеннолетние, которые еще только учатся взаимодействию в этом мире, пытаются копировать то, что они видят.

Кстати, хочу сказать, что с 1 июня Уполномоченный по правам ребенка при президенте России Павел Астахов при поддержке главы государства Владимира Путина начинает серьезную информационную кампанию против жестокости и насилия в СМИ. Мы, как представители республики, ее поддерживаем. Встречались с руководителями газет, будем поднимать этот вопрос на площадке Общественной приемной главы региона, работать с Роскомнадзором. Хочется обратиться за пониманием и поддержкой ко всем журналистам и работникам СМИ. Необходимость в информационной цензуре сегодня колоссальна.

Но, конечно, разъяснительную работу с детьми должны вести и родители, и учителя. В самой детской среде должно пропагандироваться и устояться мнение, что жестокость – это неправильно. И тут важная роль отводится именно воспитанию в семье, ведь порой родители демонстрируют ребенку совершенно отрицательные примеры поведения.

- Павел Астахов не раз высказывался, что государству надо поддерживать не только нуждающиеся, но и благополучные многодетные семьи. А каковы перспективы в этом плане?


- В Госдуме РФ находится проект федеральной программы "Россия без сирот", инициатором и разработчиком которого был как раз Павел Астахов. Эта программа касается не только детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, а поддержки всей семьи в целом. Потому что семья — это семья... Может есть и папа, и мама, а все равно у них есть свои проблемы, которые необходимо решать. А проблемы какие? Чаще всего — экономические. Поэтому поддержка семьи в целом должна быть приоритетом в работе правительства и России, и Коми. Работа проводится. Вероятно, недостаточно быстро, но перспективы есть.