Сегодня, 23 мая, в Сыктывкаре стартовал республиканский семинар "Совершенствование форм семейного воспитания в образовательных учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: опыт, проблемы, перспективы".
Организатором мероприятия выступило Министерство образования РК и Республиканский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции. В семинаре принимают участие заместители директоров по воспитательной работе, воспитатели, социальные педагоги, педагоги-психологи государственных образовательных учреждений для детей-сирот.
Небольшой анализ основных форм семейного воспитания в детских домах и других образовательных учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей, представила начальник отдела интернатных учреждений и специального образования минобраза Коми Светлана Лобанова. По ее словам, заявленная тема сегодня как нельзя актуальна, особенно в свете последних событий, когда в России широко обсуждается вопрос существования детских домов и проблем сиротства.
Как подчеркнула С.Лобанова, сколько бы сегодня не говорилось о том, что в ближайшие годы страна избавится от сиротских учреждений, а все дети будут воспитываться в семьях, специалисты, которые непосредственно работают в этом направлении понимают, что пока это лишь мечты, которые реализовать очень сложно. Но тем не менее вопрос устройства детей в семьи всегда будет в приоритете. Соответственно, особое значение приобретает и внедрение в сиротских учреждениях семейных форм воспитания.
"Еще лет пять назад нам говорили, что социальных сирот, воспитывающихся в интернатных учреждениях, было 70-75 процентов, то сегодня уже 99 процентов воспитанников являются социальными сиротами, - отметила представитель минобраза. - Наша главная задача, чтобы ребенок, на долю которого выпали такие трудности, четко понимали, что такое семья, чтобы во взрослой жизни дети сами были способны создать полноценную семью".
На сегодня семейный принцип организации жизни детей присутствует в семи детских домах республики. В этих учреждениях существуют такие органы управления как "попечительский совет", "совет семьи", "совет дома", "мужской совет" и т. д.
Основные методы работы в таких семейных домах являются методы убеждения, методы, способствующие привитию навыков и правил поведения, организация и проведение совместных мероприятий, методы контроля, самоконтроля и самооценки и т. д.
Систематически проводятся мероприятия по укреплению семейных ценностей: тематические вечера, конкурсы, мастер-классы, тренинги, соревнования, различная кружковая деятельность.
В учреждениях реализуются различные программы по семейному воспитанию: в детском доме №1 (Сыктывкар) - "Я учусь жить самостоятельно", в детдоме №8 (пгт. Нижний Одес) - "Семья", в детдоме № 13 (Удорский район, п. Чим) - "Воспитание семьянина в условиях детского дома", в детском доме №17 (Печора) - "Формирование личности будущей мамы — хранительницы домашнего очага" и т. д.
Об опыте реализации семейных программ на примере республиканских учреждений и ряда соседних регионов рассказали другие участники семинара.