Республика Коми внесет свои предложения к проекту закона "О Федеральной контрактной системе". Такое заявление сегодня сделал сенатор от Коми Евгений Самойлов на круглом столе, который проходил на базе думского комитета по земельным отношениям и строительству. К обсуждению законодательного акта в рамках мероприятия подключились высокопоставленные сотрудники федеральных министерств и ведомств, в частности, заместитель Министра экономического развития Михаил Осеевский, его коллега из минпромторга Алексей Рахманов и руководитель агентства Росавтодор Анатолий Чабунин. По мнению сенатора от Коми, свое слово в стартовавшей дискуссии должен сказать и северный регион.
"Я уже поговорил на эту тему с Вячеславом Михайловичем Гайзером – будем создавать рабочую группу и тщательно анализировать новый закон, формировать поправки. У нас в республике накоплен громадный практический опыт работы с госзакупками, и отнюдь не всегда его можно назвать положительным. С одной стороны, наши муниципалитеты - это не Москва и не Санкт-Петербург, там и одного - то поставщика порой не найдешь, а надо проводить аукцион. С другой стороны, заказчики иногда формируют заявку под конкретную фирму – об этом мне много рассказывали, например, сельхозпроизводители. У наших хозяйств есть, к примеру, молоко и творог, а французских йогуртов нет. Но некоторым детским садам почему-то необходимы именно такие йогурты, причем одним лотом с другими продуктами. И конкурс гарантированно выигрывают перекупщики. Еще одна проблема: демпинг, когда никому не известная фирма выигрывает конкурс, обещая выполнить работы практически даром, а потом либо срывает контракт, либо делает из рук вон плохо. Все это должно быть отрегулировано новым законом, и некоторые моменты там уже отражены. Например, в случае с демпингом, участник, предлагающий цену, более чем на четверть ниже среднерыночной, обязан представить детальный расчет, как ему удалось добиться такой эффективности", - заявил Е.Самойлов.
Сенатор подчеркнул, что новое законодательство о контрактной системе должно прийти на смену действующему закону №94, чей номер на слуху не только у специалистов, но и у рядовых граждан. Он был принят в середине прошлого десятилетия и явился первой попыткой упорядочить непрозрачную и коррупционно-емкую сферу госзаказа. В значительной степени это удалось – люди получили возможность в интернете следить за покупками чиновников. А попытки заказать за госсчет автомобили премиум-класса или предметы роскоши не раз становились поводом для широкого обсуждения, приводившего к отмене подобных аукционов.
"Новый закон содержит еще более жесткие антикоррупционные меры. Например, вводится нормирование по типовым товарам, чтобы ведомства просто не могли закупать что-либо с избыточными потребительскими свойствами – проще говоря, роскошествовать. Вместе с тем более гибкой становится система в отношении нетривиальных заказов, например, научных исследований или услуг в области культуры. Такие конкурсы будут двухуровневыми, с так называемой "предквалификацией", когда на первом этапе выясняется не стоимость, а компетентность участников, их реальные возможности. Кстати, "предквалификацию", возможно, стоит вводить более широко – есть много работ, где хотелось бы посмотреть на предыдущий опыт подрядчика, а не только на цену. Собственно, основная дискуссия вокруг закона в том и состоит: как предоставить участникам рынка равные права, обеспечить конкуренцию и снизить издержки для бюджета, но при этом не доводить ситуацию до абсурда, когда контракт выигрывают те, кто нормально выполнить его не может," - пояснил Самойлов.
По его словам, предстоит работа над законопроектом предстоит кропотливая, ведь только после первого круглого стола был сформирован список необходимых уточнений и поправок объемом в 25 страниц.