Экономическая эффективность при проведении аукционов на реализацию госзаказов в 2008 году составила лишь 2,9 процента. Такие данные привел замглавы Коми - министр финансов республики Вячеслав Гайзер в ходе "Правительственного часа" сегодня, 9 апреля, посвященного реализации закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
По его словам, основной формой размещения заказа для государственных и муниципальных нужд стал аукцион. Так, за 2008 год проведены аукционы по 2914 лотам, конкурс - по 604 лотам. Единственным критерием при выборе победителя на аукционе является цена. Практика применения аукционов показала, что данная форма не является наиболее эффективной. При размещении заказов из проведенных за 2007-2008 годы признаны несостоявшимися 74 процента торгов, соответственно госконтракты в основном были заключены по начальной цене контракта. В Коми в 2008 году экономическая эффективность при проведении конкурсов составила 5,5 процента, по результатам аукционов - только 2,9 процента. Таким образом, экономическая эффективность аукционов оказалась ниже, чем при проведении конкурсов.
Кроме того, в связи с тем, что участники участники размещения заказов после размещения на сайте знают, какие организации допущены к участию в аукционе, возможен сговор между участниками. Известны случаи, когда на проведение аукциона из нескольких допущенных является только один или все участники, но предложение по снижению цены контракта подает только один, и то при минимальном шаге аукциона в 0,5 процента. Таким образом, поставщики производят разделение заказов между собой без снижения цены контрактов. "Мы считаем целесообразным предоставить право выбора формы проведения торгов заказчику без установления законодательно обязательности проведения аукциона при размещении заказа на выполнение работ",- отметил Вячеслав Гайзер. Это предложение было отражено в законодательной инициативе по внесению изменений в федеральный закон №94. Законом не допускается включать в документацию даже такие требования к участника как квалификация, опыта работы, наличия необходимых мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов, необходимых для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг. В результате победителем торгов оказывается организация, не имеющая опыта и производственной базы для качественного и своевременного выполнения условий контракта.
Госзаказчиками республики с 2006 года по решению суда расторгнуто 6 госконтрактов, 12 исков о расторжении контрактов находятся в процессе судебного производства, по соглашению сторон в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих обязательств расторгнуто 24 госконтракта, уклонились от заключения госконтрактов 16 победителей торгов.
По мнению Вячеслава Гайзера, включение организаций, не выполняющих условия госконтрактов в реестр недобросовестных поставщиков также не является эффективной защитой интересов заказчика. Лица, включенные в реестр, создают и регистрируют новые юридические лица и индивидуальных предпринимателей и снова участвуют в торгах. По Коми в такой реестр включены 19 организаций, 4 индивидуальных предпринимателя и 3 физических лица.