Напомним, в соответствии с реформой местного самоуправления в 2005 году в республике был сформирован новый уровень власти - поселенческий, создан 191 поселенческий муниципалитет, 5 городских округов и 15 муниципальных районов. С 1 января 2006 года финансовой основой новых органов местного самоуправления является самостоятельный бюджет каждого нового образования.
Как сообщил В.Гайзер, для того, чтобы обеспечить непрерывность бюджетного процесса, в прошлом году пришлось практически целиком изменить систему межбюджетных отношений в Коми, скорректировать существующее и разработать новое республиканское законодательство в области бюджетного процесса. Так, приняты законы о фондах финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов, поселений, республиканских фонде компенсаций, фонде софинансирования социальных расходов, фонде муниципального развития. Еще одна решенная задача - подготовка проектов решений о бюджетах поселений на этот год, разъяснительная работа с представителями вновь избранных органов поселений.
Как отметил В.Гайзер, формирование проектов было сопряжено с трудностями, особенно это касается доходной части, так как отсутствовал бюджетный, налоговый и статистический учет в разрезе муниципалитетов. "Итог проделанной работы - утверждение бюджетов практически во всех поселениях, - добавил В.Гайзер. - Однако несмотря на успехи финансовых органов надо понимать, что первоначальные проекты решений о бюджетах поселений в первый год их существования не могут быть тщательно выверены, поэтому перед аппаратом Минфина стоит задача тщательно проанализировать их исполнение за истекший период этого года. Тогда по результатам можно судить о реальной сбалансированности нового уровня бюджетной системы".