Цены на топливо снова ползут вверх, съедая прибыль перевозчиков и заставляя владельцев машин задуматься о поиске альтернативы. Где найти реальный способ сократить расходы, не проиграв в мощности и надежности? Ответ на этот вопрос искали десятки предпринимателей на бизнес-форуме. И решение оказалось ближе, чем кажется — метан. Это уже не абстрактное "топливо будущего", а работающий инструмент экономии, который спасает бюджеты уже сегодня.
Проведение масштабного мероприятия инициировала Торгово-промышленная палата Коми совместно с компанией "МетанЭкоТранс".
Топливо сегодняшнего дня
"Пять лет назад о метане говорили как о топливе будущего. Сегодня это уже реальность", — с таких слов начал форум генеральный директор "МетанЭкоТранс" Сергей Дегтярь. Он уверен: у Республики Коми — все шансы войти в число лидеров по использованию метана.
Тем более что в регионе уже есть развитая сеть газопроводов и активно строятся дороги. Убедиться в надежности технологии гости смогли буквально на ощупь — на организованной компанией интерактивной выставке, где можно было подержать в руках разрезанный баллон и изучить сердце газовой системы.
Но одного желания мало — нужны четкие расчеты. И директор по развитию "МетанЭкоТранс" Илья Чупров их предоставил, разложив по полочкам не только выгоды, но и развеяв главные мифы. Цифры говорят красноречиво: метан более чем в два раза дешевле дизеля и в 1,9 раза — бензина. Даже с учетом колебаний цен он остается самым доступным вариантом на рынке. А что на счет безопасности? Метан относится к 4-му классу опасности — самому низкому, в отличие от бензина с его 3-м классом. Современное оборудование оснащено автоматикой, которая мгновенно блокирует утечку, а баллоны выдерживают давление до 650 атмосфер.
Экономический эффект перехода на метан становится очевиден на примерах. Для легкового автомобиля с пробегом 25 тыс. км экономия достигает 40%, а для "Газели" с пробегом 70 тыс. км годовая экономия составляет более 260 тыс. рублей. Срок окупаемости оборудования — 50 тыс. км. Но главный козырь — для тяжелой коммерции. Газодизельный грузовик Sitrak мощностью 480 л.с. при пробеге 180 тыс. км в год экономит на топливе свыше 1,4 млн рублей. При этом ежегодное обслуживание обходится всего в 50–70 тыс. рублей.
Конечно, у многих до сих пор есть сомнения, основанные на устаревшем опыте. Илья Чупров разобрал их по пунктам. Если раньше газовое оборудование могло вредить двигателю, то сегодня системы полностью электронные и работают через CAN-шину, обеспечивая стабильную работу. Миф о потере мощности? В современных системах 4-го поколения, которые оснащены различными системами безопасности (баллонные вентили имеют автоматические клапаны, предотвращающие утечку газа) снижение не превышает 10%, а в газодизельных двигателях мощность, напротив, растет — до 15%. А слухи о быстром износе двигателя и низкой безопасности опровергаются электронным контролем температуры выхлопных газов и физическими свойствами метана — он легче воздуха и при утечке быстро улетучивается. А знаменитый миф о частых поломках? Он возникает из-за пренебрежения регулярным обслуживанием, тогда как при своевременной замене фильтров и магистралей оборудование исправно служит сотни тысяч километров.
Как же происходит переход на метан на практике? В "МетанЭкоТранс" весь процесс занимает 3–4 рабочих дня. Сначала — подбор оборудования и заключение договора. Затем — официальное разрешение от ГИБДД на переоборудование. Далее — монтаж и настройка газобалонного оборудования, контрольные испытания с пробегом под нагрузкой для проверки работы системы в реальных условиях. На выходе — полный пакет документов, включая протокол безопасности и регистрацию изменений. Все прозрачно и официально.
"Газомоторное топливо на основе метана — перспективное решение, сочетающее экономическую выгоду, экологичность и безопасность", — резюмировал Илья Чупров.
Инновация: газ без примесей
В течение мероприятия для представителей бизнеса и перевозчиков прошла серия докладов о перспективах газомоторного топлива в регионе. В перерыве генеральный директор компании "МетанЭкоТранс" Сергей Дегтярь поделился с журналистом "Комиинформа" последними данными о развитии инфраструктуры.
"Рост популярности метана напрямую связан с развитием инфраструктуры, — поясняет руководитель компании. — Чем больше появляется метановых заправок, тем активнее владельцы транспорта переходят на это топливо. Например, после открытия нашей станции в Эжве большинство местных легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта — "Газелей", "Газонов" — стали пользоваться именно ею. Теперь им не нужно ехать в город за топливом".
Кроме того, заправка стала удобным пунктом пополнения топлива для транзитного транспорта, направляющегося в Ухту и Печору. Машины из Кирова и других регионов больше не обязаны заезжать в Сыктывкар — это экономит время и ресурсы водителей.
Но удобство — не единственное преимущество. "На сегодняшний день это единственная метановая заправка в Коми, где водители могут не только заправиться, но и отдохнуть: у нас есть комфортная зона отдыха и душевая кабина, — отмечает директор. — Нередко приезжают на легковых автомобилях с детьми — отдыхают, покупают мороженое. Проект оказался действительно востребованным".
Важный индикатор спроса — рост числа переоборудованных автомобилей. До запуска станции в Эжвинском районе эта услуга почти не пользовалась спросом: не было смысла переводить транспорт на метан без доступной заправки. Но ситуация изменилась. "Сейчас на территории заправочного комплекса работает цех по переоборудованию автомобилей, — рассказывает руководитель. — В 2025 году мы перевели на метан более 40 машин, причем свыше половины из них — тяжелый коммерческий транспорт".
Особое внимание компания уделяет инновациям. Одна из них — безмасляная компрессорная установка. "Ее ключевое преимущество — абсолютная чистота подаваемого газа, — подчеркивает С. Дегтярь. — В традиционных системах масло необходимо для смазки, а здесь охлаждение осуществляется за счет подачи воздуха. Даже минимальные частицы масла с обычных установок загрязняют двигатель. У нас газ остается чистым — это снижает нагар на поршнях и клапанах, увеличивает ресурс моторного масла и повышает надежность двигателя". Практическое подтверждение эффективности технологии уже есть. "Автомобили, переоборудованные в декабре 2024 года, прошли 130 тысяч километров. При проведении ТО мы сняли фильтры — они оказались в идеальном состоянии, без следов масла и твердых частиц. Это демонстрирует высокое качество топлива и эффективность технологии", — приводит пример собеседник.
Компания рассматривает возможность расширения сети. Приоритетное направление — Ухта. "Это наш родной город, — подчеркивает руководитель. — В планах — как строительство в Ухте АГНКС, так и цеха по переоборудованию автомобилей. Сейчас мы активно изучаем рыночный спрос, анализируем перспективы и оцениваем экономическую целесообразность проекта. Окончательное решение будет принято по итогам этой работы".
По нормативам, закрепленным в федеральной концепции развития газомоторного топлива, одна метановая заправка должна обслуживать около 60 тысяч жителей. Кроме того, вдоль трасс станции должны располагаться с интервалом 200–250 км — это обеспечивает бесперебойное снабжение топливом. На сегодня в Республике Коми действует 7 АГНКС. "С точки зрения плотности размещения — это недостаточно, — констатирует гендиректор "МетанЭкоТранс". — Да, на маршруте Сыктывкар – Ухта есть три станции в Сыктывкаре, одна в Синдоре и одна в Ухте. Но сеть нужно расширять в сторону Печоры, Инты, Усинска. Особенно перспективно направление на Воркуту: там большой автопарк, а значит, есть реальный потенциал для развития".
Отметим, что в рамках утвержденной 29 августа 2025 года правительством РФ Концепции развития рынка газомоторного топлива владельцы транспортных средств получают существенные преимущества при переходе на метан: экономию более чем в два раза по сравнению с дизельным топливом и в 1,9 раза по сравнению с бензином, 50% скидку на транспортный налог для отдельных категорий машин, освобождение грузовых автомобилей от платежей в системе "Платон", бесплатные места на платных парковках и другие преимущества. Кроме того, республика предоставляет субсидию на переоборудование на автомобили не старше 15 лет в размере от 64 тысяч рублей на легковой транспорт и до 344 тысяч рублей на переоборудование грузового. Субсидия позволяет существенно покрыть стоимость установки оборудования и работ.
Реклама. ООО "МЭТР". ИНН 1108017629







