Новости Республики Коми | Комиинформ

Президент ТПП Коми Юрий Колмаков: "Бизнес-стресс 2026 - как быть и что делать"

Президент ТПП Коми Юрий Колмаков: "Бизнес-стресс 2026 - как быть и что делать"
Президент ТПП Коми Юрий Колмаков: "Бизнес-стресс 2026 - как быть и что делать"
logo
Президент ТПП Коми Юрий Колмаков: "Бизнес-стресс 2026 - как быть и что делать"
Фото Владимира Шешкунаса

В России опубликован законопроект с поправками в Налоговый кодекс, большинство из них приведут к повышению финансовой нагрузки на бизнес. Компании и предприятия ждут ряд кардинальных изменений. В интервью "Комиинформу" руководитель Торгово-промышленной палаты Республики Коми дал оценку грядущей ситуации и предложил ряд рекомендаций.

- Юрий Александрович, расскажите подробнее о главных изменениях для бизнеса в 2026 году

- Мы понимаем и поддерживаем необходимость увеличения доходов бюджета для обеспечения интересов и безопасности страны, поэтому сейчас важно находить решения, которые будут максимально работать на экономическую стабильность. 

В ТПП Коми начали поступать коллективные обращения предпринимателей республики по поводу увеличения налоговой нагрузки с января 2026 года. Бизнес озабочен своим будущим. 

Во-первых, на два процентных пункта повышается ставка НДС — с 20 до 22 процентов. Но самое большое увеличение налоговой нагрузки ожидает малый и средний бизнес. Федеральные власти планируют снизить порог дохода для возникновения НДС при упрощенной системе налогообложения (УСН). Если сейчас бизнес рассчитывает НДС в пять процентов при достижении дохода в 60 млн рублей и семь процентов при достижении 250 млн, то со следующего года планируется, что компании и ИП попадают на НДС уже при доходе в 10 млн рублей. Семипроцентную ставку пока оставили на уровне 250 млн рублей. Так как в новой редакции закона просто заменяют цифры, будет действовать "правило двух ключей". Первый — если доход за 2025 год не превысил 10 млн, то в 2026 живете без НДС. Второй — как только доход в 2026 превысит 10 млн, попадаете на НДС с начала квартала, в котором это произошло.

Испытание серьезное. Это не НДС обычный к возмещению, это невозвратный. Есть надежда, что в результате дискуссии в Госдуме РФ будет принят некий компромисс, и порог введения НДС отскочит, например, с 10 до 30 миллионов рублей. Кардинально проблему это не решит, но поможет большему количеству компаний малого бизнеса.

- Как предпринимателям лучше подготовиться к 2026 году?

- Расчет НДС — это рост нагрузки и расходов на ведение бухучета. В подавляющей части малых компаний бухгалтера заточены на УСН, у них нет практики работы с НДС. Поэтому их нужно обучать уже сейчас, заранее. Второе: предпринимателям потребуется изменить свои бизнес-модели работы, оптимизировать расходы, больше задействовать цифровизацию, возможно, и искусственный интеллект. Третье: учитывая, что о снижении порога для введения НДС при автоматизированной упрощенной системе налогообложения (АУСН) отдельно ничего не сказано, скорее всего, он сохранится в размере 60 млн рублей. Складывается впечатление, что поставлена цель в перспективе вообще отказаться от спецрежимов и всех вывести на общую систему налогообложения, временно оставив АУСН.

В Коми АУСН действует до 31 декабря 2027 года. Чем этот спецрежим интересен? Хотя у него ставки налога повыше - 8 и 20 процентов, и есть свои ковенанты: численность компании не должна превышать пять человек, а годовой доход — 60 млн рублей, и ряд других, переход на АУСН позволит предпринимателям продолжить пользоваться выгодами упрощенки и избежать обязательств по НДС. Не все смогут перейти на АУСН, учитывая условия, но для некоторых это может стать полезным. Для налоговой службы АУСН — это абсолютно прозрачная система, обеспечивающая контроль за деятельностью налогоплательщиков, поэтому шанс, что АУСН сохранят есть.

2.jpg

- Юрий Александрович, в Коми есть региональные особенности в части налогов?

- У нас в республике повышение налоговой нагрузки на бизнес значительное — более чем в два раза. Я могу разложить арифметику. Планово увеличивается ставка по УСН на следующий год — по доходам с четырех процентов до шести и с 10 до 15 процентов доходы минус расходы. Это уже в 1,5 раза. Если порог по НДС утвердят на уровне 10 млн рублей и сегодня мы имеем ставку по доходам, например, четыре процента, в 2026 году — УСН уже шесть плюс пять процентов НДС — итого 11 процентов. Это значительное увеличение налоговой нагрузки. ТПП Коми в начале года обращалось в Правительство республики, чтобы размеры ставок по УСН на 2026 год оставили на уровне 2025-го. Считаю, что есть смысл еще раз рассмотреть данное предложение.

Кроме того, некоторые муниципалитеты в Коми ввели туристический налог. Он уже в действии. Его платят организации, занимающиеся размещением гостей — гостиницы, санатории, хостелы. В 2025 году это один процент от стоимости номера. Но это лукавый процент, потому что обязательная минимальная ставка налога — 100 рублей. Чтобы платить 100 рублей, номер должен стоить 10 000 рублей, в нашей республике таких номеров всего 19. Если номер стоит 3-5 тысяч рублей в сутки, то 100 рублей это уже не один процент, а в разы больше. Изначально суть налога — реновация туристских достопримечательностей, но по факту это стало рычагом получения дополнительных налогов в муниципальные бюджеты. Всего же турналог в течение пяти лет должен увеличиться до пяти процентов, а в 2026 году может составить уже два процента. Отельерам станет еще сложнее. Необходимо продумать механизмы снижения стресса для отельерного бизнеса: как минимум заморозить турналог. Если нет, то обеспечить хотя бы целевое расходование этих средств — замостить дорожки близ той же гостиницы, на домах названия улиц и номера домов повесить и так далее. Чтобы бизнес видел, что деньги турналога расходуются в его интересах - на повышение привлекательности муниципалитета.

Дополнительной нагрузкой на бизнес станет и увеличение МРОТ. Если в Сыктывкаре сейчас он на руки составляет примерно 33 тысячи рублей, с нового года будет 40, в Воркуте — и того больше: 56,5 тысяч рублей. Бизнесу эти деньги нужно будет еще заработать. Затраты пойдут вверх, а увеличение стоимости продукции будет ограничено покупательской способностью. Бизнес будет зажат между желанием повысить цены и реальностью резкого увеличения налоговой нагрузки и других затрат.

- В стрессе можно легко принять неправильное решение. Что предпринимателям не надо делать?

- Первое, что может прийти в голову предпринимателя — возьму и разделю свою компанию на 10 организаций и миную НДС. Не стоит на это соблазняться. За годы работы налоговая служба полностью отточила свое мастерство в вопросах выявления дробления бизнеса. Алгоритм четко определен: один и тот же руководитель, один и тот же или похожий вид деятельности, одна и та же бухгалтерия, одни и те же уборщицы, одни и те же телефоны и так далее. Я категорически не рекомендую предпринимателям этим заниматься, последствия будут катастрофические.

В то же время предприниматели, чтобы остаться на плаву, будут предпринимать все возможные способы: законные и практически законные. К сожалению, не весь бизнес переживет резкий рост налогов, и цель государства по увеличению доходов бюджета может быть не достигнута. Это покажет время. В течение полугода мы увидим, к чему приведут изменения в реальности. Уверен, что во власти работают грамотные и ответственные люди, умеющие предвидеть, анализировать, которые способны принимать своевременные и решительные меры.

VSHC0608.jpg

- Как помочь бизнесу в Коми?

- ТПП Коми, как всегда в сложные времена, продолжает поддержку предпринимателей: консультации, медиация, обеспечение взаимодействия с властями и т.д. Мы предлагаем, чтобы продолжился, но стал более активным и системным диалог правительства и бизнеса. Это позволит властям получать от бизнес-сообщества оперативную информацию — что требуется, в чем поддержать.

Мы с бизнес-объединениями региона предлагаем создать Совет по предпринимательству при Главе Республики. В его состав включить руководителей республиканских бизнес-объединений — то есть 7-9 человек, умеющих четко излагать аргументы и предлагать варианты решений. Бывает, что бизнесу нужно довести до Главы региона информацию без чиновников и показать картину живьем, без купюр. Это важно, чтобы не потерять взаимодействие с бизнес-сообществом республики и избежать потока жалоб и обид. Без диалога не обойтись, всем потребуется выживать в настоящих непростых условиях. Предприниматели - это граждане нашей великой страны, обеспечивающие создание рабочих мест, уплату налогов в бюджеты, поэтому их важно слышать.

Одной из поддержек для малого бизнеса может быть решение на федеральном уровне, чтобы в государственных микрокредитных компаниях повысили в разы лимиты сумм льготных заимствований на одного заемщика при одновременном увеличении сроков займов. Необходимо рассмотреть возможность расширения отраслевых продуктовых линеек регионального фонда развития промышленности, добавить перспективные программы. Эти меры позволят малому бизнесу и далее рассчитывать на получение льготных заимствований на выгодных условиях и поддержат его в вопросах стабилизации и развития деятельности.

В прошлом году ТПП Коми предлагала республиканскому правительству выйти на федеральный уровень, чтобы арктические территории освободить от порогового значения НДС по УСН. Совершенно очевидно, что 60 млн рублей, которые бизнес зарабатывает в Краснодаре и в Воркуте, — это цифры одинаковые, а затратная составляющая совершенно разная: логистика, тарифы, МРОТ и многое другое. Это несправедливо. В Коми всего четыре таких муниципалитета. Хотя бы для бизнеса этих территорий надо это сделать. Жаль, что инициатива ТПП Коми не нашла поддержки. Время прошло изрядно, теперь мы стоим уже не перед порогом в 60 млн рублей, а в разы ниже.

Нельзя также забывать, что в новом году бизнес начнет жить в "особенных" условиях, когда одновременно с запуском налоговой реформы закончится мораторий на проверки надзорными ведомствами, они начнут исполнять свои программы. Все сойдется в одну точку — 1 января 2026 года. Возможно, потребуется вспомнить все то, что мы делали в пандемийный период: организация горячих линий с бизнесом, активное взаимодействие с надзорными ведомствами, просто доверительные разговоры, советы и рекомендации, тиражирование успешного опыта.

- Какие меры, на Ваш взгляд, могут смягчить ситуацию?

- В данной обстановке значимой поддержкой предпринимателей стало бы принятие решения оставить на 2026 год размер ставок по УСН на уровне 2025 года. Причем не факт, что это решение приведет к снижению поступления налогов по УСН в абсолютных цифрах. Когда в республике ранее действовали уменьшенные в 2 раза ставки по УСН, в абсолютном размере суммы поступающих в бюджет налогов увеличились. А вот при росте налоговых ставок пропорциональный рост налоговых поступлений неочевиден.

Объективно оценивая ситуацию, льготное налогообложение по УСН на 2026 год целесообразно сохранить у производственных МСП, общепита, сельских предпринимателей, социальных малых компаний. То есть льготировать не весь малый бизнес, а осуществлять целевую поддержку сегментарно, чтобы не увеличивать сумму выпадающих доходов бюджета.

Несмотря на сложности, необходимо продолжить системную, целевую работу по поддержанию инвестиционного климата в республике на приемлемом уровне. Инвесторы бывают разные: крупные, которые требуют к себе стратегического индивидуального подхода, и малые, которых большинство. Предприниматель, который купил для себя трактор или оборудование, инвестирует в экономику страны. Это не миллиарды рублей, но я бы предложил правительству рассмотреть механизмы их поощрения. Когда при приобретении основных фондов для своего бизнеса уменьшалась его налогооблагаемая база на сумму этого приобретения или на значительную ее часть. Это цивилизованный механизм стимулирования инвестиций. Пока мы охотимся за стратегическими инвесторами, которых не так много, то упускаем лежащий на поверхности механизм стимулирования роста экономики. Вложил деньги в развитие своего предприятия, модернизировал производство, тем самым сохранил рабочие места и у себя, и на том предприятии, которое это оборудование произвело, и уменьшил налогооблагаемую базу. Это взаимовыгодная работа бизнеса и власти.

На одном из совещаний в Управлении федеральной службы исполнения наказаний России всем региональным торгово-промышленным палатам было предложено продолжить работу по задействованию производственных мощностей спецучреждений. Наверное, есть смысл рассмотреть налоговое льготирование продукции, произведенной на площадках спецучреждений.

ТПП Коми готова представить и аргументировать и другие свои предложения, касающиеся работы бизнеса в текущих и будущих условиях, чтобы в диалоге с властью находить решения. Сейчас простыми опросами предпринимателей типа "как вам там живется" уже не отделаться: опрашиваемых может сильно поубавиться.

На мой взгляд, акцент в вопросах увеличения налоговых поступлений в бюджет республики надо сделать не столько на рост налоговой нагрузки, сколько на стимулирование бизнеса к собственному развитию и на снижение административного давления на бизнес. Тогда и поступление сумм налогов увеличится, и предпринимательство сохраним. Не в первый раз бизнес сталкивается с испытаниями, думаю, что и не в последний. Но мое твердое убеждение, что на то мы все здесь и работаем, чтобы консолидировано выстоять в текущей ситуации и не сломаться.

Подписывайтесь на наш канал в MAX

Подписывайтесь на канал "Комиинформа" в MAX




На сайте осуществляется обработка пользовательских данных с использованием Cookie в соответствии с Правилами использования cookies. Оставаясь на сайте, Вы соглашаетесь с условиями Правил. Вы также можете запретить сохранение Cookie в настройках своего браузера.