Заповедник - это государственное природоохранное учреждение, а не частная туристическая компания, и изначально создан для сохранения биологических объектов и природных комплексов, а также для научных исследований.
Такое мнение "Комиинформу" высказала бывший руководитель Печоро-Илычского заповедника Доминика Кудрявцева по проблеме закрытия плато Маньпупунер для туристов в зимний сезон.
Напомним, турмаршрут на Маньпупунер в Коми закрыли по предписанию прокуратуры. Печоро-Илычский заповедник озвучил свою позицию по этой проблеме. Минэкономразвития ведет переговоры для возвращения маршрута.
По словам эксперта, деятельность должна осуществляться в правовом поле и не противоречить основной и главной задаче природоохранного учреждения - сохранению природных комплексов, где важно при развитии туризма соблюдать условие минимизации ущерба от антропогенного воздействия на территорию.
"Спасибо прокуратуре, что нарушения были выявлены и, возможно, что-то изменится для заповедника к лучшему, - считает Д.Кудрявцева. - В настоящее время, насколько мне известно, ни охраны, ни научной деятельности, ни экологического просвещения в учреждении должным образом нет. Виден только туризм с ущербом для заповедной территории и нарушением законов".
В беседе с журналистом "Комиинформа" бывший руководитель Печоро-Илычского заповедника отметила, что при любом антропогенном воздействии происходят изменения в природных сообществах. Ущерб зависит от того, какое именно воздействие происходит и в каком объёме. Если незначительное и кратковременное, то природные сообщества могут восстанавливаться при условии покоя. Если воздействие регулярное и в большом объёме, то однозначно ущерб наносится непоправимый. Изменяется состав сообществ, могут исчезать некоторые виды растений, лихенобиоты, появляются новые виды, не характерные для данных биотопов.
Заповедные территории в горной части особенно уязвимы, так как там большой риск нарушения почвенного покрова. Избежать этих изменений при больших туристических потоках невозможно, но возможно минимизировать. Поэтому на территории ООПТ и необходимы определённые меры: выделение рекреационных участков, проведение мероприятий по защите природных комплексов, обустройство тропиночной сети, регламентирование посещения, экологическое просвещение. И обязательное проведение регулярного мониторинга для оценки состояния этих участков.
"К сожалению, в настоящее время далеко не все меры принимаются, - считает Д.Кудрявцева. - К результатам мониторинга, который проводится силами заповедника, не специалистами, лично я отношусь критически. То, что я вижу в последнее время - территория отдана на бесконтрольное использование туристическому бизнесу. А такое отношение может привести к печальным последствиям и даже к потере статуса ЮНЕСКО. Радует, что в свое время, будучи руководителем заповедника, мне удалось успеть установить вертолетную площадку, обустроить экологические маршруты и начать обустройство (укрепление камнем) тропы на самом плато. Но этого, к сожалению, недостаточно. Кроме того, снегоходная техника, несомненно, наносит ущерб, как и любая другая техника. Причём не только механический, но и путем изменения состава воздуха в местах этого маршрута. Это влияет на состояние лихенобиоты на этих участках, ведь лишайники очень чувствительны к загрязнениям воздуха, особенно к выхлопным газам".
Резюмируя, собеседница агентства выразила убеждение, что туризм на заповедных территориях возможен, полностью закрывать территории, исходя из современных реалий, нецелесообразно, но развивать его на такого рода участках заповедного режима охраны необходимо осторожно и грамотно, с обязательным соблюдением всех правовых норм и не переступать ту грань, когда наступит момент невозможности возврата утраченного.
"В настоящее время в заповеднике с таким отношением к туризму и к заповеднику эти потери вполне возможны", - заключила Д.Кудрявцева.