Поисковый отряд "Фронт" много лет занимается сохранением памяти о Великой Отечественной войне. Для его участников события 1941-1945 гг. – не просто страницы из учебника, а живая история, которая каждую весну зовет на раскопки. Поисковики рассказали "Комиинформу", что такое поисковый синдром и почему не могут остаться в стороне от этой важной миссии.
Среди участников "Фронта" есть и нефтяники, которые в свободное время заступают на другую вахту. Они работают на местах сражений – поднимают останки воинов Красной армии, находят медальоны, с помощью которых можно установить имена погибших. Поисковую работу ведут практически круглый год в основном на территории Новгородской области.
За время своей работы участники отряда "Фронт" обнаружили на местах боев останки 2874 бойцов и командиров Красной армии. У 323 из них уже установлены имена, у 86 найдены родственники. Работа кропотливая и затратная, отнимающая все свободное время и потому, говорит руководитель поискового отряда "Фронт" Алексей Кутергин, поисковики так высоко ценят поддержку в решении различных технических вопросов. В этом году финансовую помощь оказала компания "ЛУКОЙЛ", и "Фронт" закупил необходимое снаряжение для полевых поисковых работ.
Юрий Воловиков принимает участие в экспедициях отряда с 2011 года, в основном – в Старорусском районе Новгородской области. За 14 лет в его багаже скопилось множество поразительных историй.
"Недалеко от деревни Соколово, у федеральной дороги приметили лужу, в которой потом мыли сапоги и лопаты. На первый взгляд она казалась самой обычной. Но однажды при свете луны я, посмотрев на нее в очередной раз, почувствовал, что лужу нужно проверить, "прощупать". И какой же был шок у всех, когда в этой небольшой воронке обнаружили останки трех солдат и, что не менее удивительно, все были с именными медальонами, один из которых был читаемым. Имя солдата удалось установить", – поделился собеседник "Комиинформа".
Юрий признается, что с каждым годом поиск становится все затруднительнее. "Солдаты уходят, документы уходят. В этом году поисковому отряду удалось поднять 30 солдат. У одного из них был найден медальон, позволивший установить его имя: Стариков Мефодий Яковлевич, родившийся в 1904 году в Алтайском крае. Сейчас ищем родственников солдата. А бывало, что за один поисковый сезон на счету нашего отряда было 12 медальонов". Ю. Воловиков признается, что каждую весну его тянет на поля сражений – это так называемый поисковый синдром, беспокоящий, пока не прибудешь на место раскопок.
С 2012 года в поисковой деятельности и Дмитрий Фидриков. Он считает, что возвращение имен героям – занятие само по себе вдохновляющее. И потому солдатский медальон – большая удача для поисковика. И зачастую единственный шанс установить имя найденного бойца. На счету Дмитрия два медальона, один из них был читаемым, благодаря чему удалось установить имя павшего на полях боев бойца Великой Отечественной войны.
Поисковик тоже сетует на беспощадность времени – кости тлеют, тают шансы установить имена воинов. Иногда приходится возвращаться на раскопки девяностых и нулевых годов, потому что найти все сразу невозможно. Останки лежат, припорошенные землей за 80 лет. Можно пройти рядом и не заметить… Металлоискатель их не обнаружит, так как все железо (патроны, оружие, кружки, ложки и так далее) уже подняли. Остается одно – искать с помощью щупа (металлический стержень для обнаружения предметов под землей – ред.), но без сноровки и опыта здесь сложно.
Однако работы пока хватает. "Зачем вы поднимаете солдат?" – часто спрашивают нас. Одни полагают, что мы занимаемся вандализмом, извлекаем останки из воронок, ям, канав, засыпанных землёй, но не берут в расчет, что мы эксгумируем останки для почетного захоронения. Ведь солдаты считаются не просто погибшими, а без вести пропавшими, а мы не просто эксгумируем, мы память восстанавливаем. Самый распространенный, обидный вопрос: "Сколько вам за это платят?". Некоторым сложно понять, что дело вовсе не в деньгах", – делится собеседник информагентства.
Дмитрий Фидриков и Юрий Воловиков помогли создать экспозицию поисковых экспонатов в Музее боевой и трудовой славы Центра дополнительного образования детей в Усинске. Благодаря поисковикам юные горожане могут прикоснуться к медальону, подержать в руках кружку, ложку, котелок времен войны, увидеть очень редкий медальон морских пехотинцев, который надевался на шею. Среди самых ценных экспонатов – идентификационная записка солдата из такого медальона. Сегодня это важный исторический документ, настоящий артефакт.
Другой участник отряда, работник ЛУКОЙЛа Евгений Якименко в поисковом движении уже пять лет. В интервью "Комиинформу" он рассказал, что первая его поисковая экспедиция в составе отряда "Фронт" прошла на месте Рамушевского коридора, который стал местом ожесточенных боев и просуществовал до февраля 1943-го.
"После первой Вахты Памяти я понял, что это – мое, я на своем месте. Снаряды, осколки, патроны, оружие, мины, минометы – все было в болоте. Эта картина, увиденная в первый раз, стала потрясением", – отмечает Евгений, который с тех пор старается не пропускать ни одну весеннюю Вахту Памяти. В этом году он приобщил к поисковому движению и сына. Еще один участник отряда – нефтяник Сергей Марцелев, он много лет жертвует своим отдыхом и использует отпуска, чтобы принять участие в Вахтах Памяти.
Поисковики подчеркивают: их работа – это не просто поиск останков, а восстановление исторической справедливости и сохранение памяти о тех, кто отдал свои жизни за мирное будущее.


