4 апреля в столице Коми стартовал XXXV Международный фестиваль оперного и балетного искусства "Сыктывкарса тулыс".
"Сыктывкарскую весну" открыла министр культуры и архивного дела Коми Гульнара Идрисова, которая напомнила, что за эти годы фестиваль стал неотъемлемой частью культурной жизни региона и визитной карточкой Сыктывкара.
"Фестиваль каждый раз радует ярким постановками и новыми артистам. Этот год не исключение - нас ждет интересная, насыщенная программа. У нас очень известные гости. Я желаю каждому зрителю найти тот спектакль, который останется в его памяти до следующего фестиваля", - заключила министр.
Стартовала "Сыктывкарская весна" с оперы "Аида" в полуконцертном исполнении, премьера которой прошла на сцене Театра оперы и балета Коми в сентябре 2024 года. Театральный критик, драматург, автор сценариев телевизионных фильмов и программ, профессор МГУ Сергей Коробков открыл секрет, почему опера "Аида" со времен своего появления до сих пор является одной из любимых среди зрителей и возглавляет вершину оперного искусства.
Профессор вышел со вступительным словом и будет удивлять зрителей первые три дня фестиваля.
Сын пряхи и трактирщика Джузеппе Фортунино Франческо Верди хотел поступить в Миланскую консерваторию, куда его не приняли, и теперь она называется его именем.
"Король оперы подарил нам счастье открыть фестиваль 24 оперным сочинением из 26 шедевров автора. История создания "Аиды" помечена удивительными событиями, можно сказать, что это детектив", - рассказал С.Коробков.
К открытию Суэцкого канала в 1868 году и строительству оперного театра в Каире, он был назван Хедивской оперой, хедив Исмаил-паша отправляет к Верди делегацию с просьбой написать оперу на египетский сюжет. Верди отказывается.
Хедив посылает вторую делегацию и предлагает гонорар в 15 тыс долларов или 2 млн долларов в нынешнее время. Верди дает отказ.
Тогда либреттист Камиль дю Локль, который разрабатывает сценарий вместе с ученым египтологом Огюстом Мариетом, пробует уговорить Верди в третий раз. 30 тыс долларов - Верди отказал.
Последний аргумент в просьбе сделать оперу к открытию канала был такой: "Мы закажем оперу господину Вагнеру". И Верди согласился.
Он 10 лет молчал после удивительного взлета и мирового признания. Жизнь у него была сложной, но Италия, за которую он болел душой и много делал ради ее единства, увлеклась, каки вся Европа, Вагнером.
Они никогда не встречались и никогда не переписывались. В дневниках Вагнера и в письмах Верди - редкие упоминания имен друг друга. Даже на премьере оперы Вагнера "Лоэнгрин" Верди прятался в кулису своей ложи. Публика его увидела, приветствовала, но он так и не вышел. Он не любил рекламу и публичность.
Верди ценил Вагнера и откликнулся на его кончину словами: "Вагнер сделал для музыки много, это была исключительная личность".
Верди был в тени 10 лет, потерял первую жену и двоих детей - дочь и сына, что во многом изменило его характер. Он не потерял музыкальную легкость и увлеченность оперным искусством, которым владел блестяще, но он не стремился выйти вперед.
Он мечтал соорудить ферму, виноградники, сыродельню, винодельню и стать владельцем сельхозугодий. Все это получилось. В провинции Бусетто он строит замок - денег хватает. Его оперы идут по всему миру. Прикупает дом в Санта-Агате, где и живет и занимается тем, чем всю жизнь мечтал.
И все таки хедиву понадобилась опера. Он берет в руки 4 странички расшифровки старинного египетского манускрипта Мариета и вместе с Дю Локлем начинает работает над либретто.
Мариет начинал в Лувре, занимался египетский рукописями и стал директором первого Египетского музея. Правда ли это, что он нашел манускрипт о любви нубийской царевны Аиды? Подлинно неизвестно, и это второй детектив, который окружает создание оперы.
"Мы тоже можем думать, что Мариет просто нуждался в деньгах и сам сочинил сюжет про любовный треугольник и объявил найденным среди манускриптов", - сказал профессор.
Верди заканчивает "Аиду" только в 1870 году. Премьера состоялась в декабре 1871 года. Триумф, Верди вызывают на поклон 32 раза. Небывалый успех, ошеломительные отзывы.
Верди начинает работать над премьерой оперы в Милане, которую он считает для себя главной. В том городе, куда его не приняли в консерваторию
В 1872 году триумфальное шествие "Аиды" начинается по всему миру.
Что это за опера, которая сразу завоевывает весь мир и через 3 года оказывается в России в Петербурге. Что в ней особенного?
Выдающийся режиссер 20 века Д.Стрелер, который обращался к сочинениям Верди говорит так: Верди относился к либретто своих опер как туалетной бумаге. Ему не важен был сюжет, ему важны были любящая дочь, стареющий отец, ревнивый муж. Он почитал любовь, долг и, как ни странно, смерть. Все, что обнимает собой человеческая жизнь, все то, что составляет мир музыки со всеми ее жанрами.
"Аида" - это опера дуэтов и дуэлей, где самое важное - это любовь, долг и смерть.
Верди сделал колоссальное открытие - он пишет интродукцию, где сталкивает две темы: струнную тему Аиды и мощную тему жрецов, неотвратимой надвигающейся силы, которая сметает все живое, и заканчивает темой Аиды.
К миланской премьере он пишет большую увертюру и отказывается от нее. Потому во вступлении к опере есть все: женская душа, любовь, верность - все, что на протяжении 4 действий слушают и сегодня. Здесь есть все, здесь есть человек, каким он рождается, живет и умирает: сомневающийся, влюбляющийся, смущающийся, воспринимающий жизнь во всей ее полноте.
Вот почему опера со времен своего создания во всем мире - среди самых любимых оперных сочинений. В джентльменском наборе опера "Аида" стоит на первом месте.
"Зрелость театр всегда определяют постановки, которые отражают умение, желание возможность тех, кто выходит на сцену, и "Аида" - едва ли не самый сложны экзамен для любой труппы. Фестиваль в Сыктывкаре открыла "Аида". Это и экзамен, и признание и приношение Верди, мировой опере и низкий поклон всем, кто разделяет чувства к этому великому сочинению", - заключил С.Коробков.
В главных партиях: приглашенные артистки: солистка Мариинского театра, приглашенная артистка Большого театра Мария Баянкина (Аида) и болгарская певица Камелия Кадер (Амнерис). Радомес – солист театра Борис Калашников, Амонасро – солист Екатеринбургского театра оперы и балета Кирилл Комаров. За дирижерским пультом – музыкальный руководитель постановки, главный дирижер Московского академического театра оперетты Константин Хватынец.