Хранители канонического православия отметили Рождество — праздник, когда мир стал ближе к Богу. Более 2000 лет назад в вифлеемской пещере родился Богомладенец, Сын Божий Иисус Христос, и это событие изменило весь дальнейший ход мировой истории.
В эти дни верующие исповедуют благодать и проповедуют милость по-особенному.
Все желающие смогли постичь смысл религиозного праздника с помощью прямой трансляции с участием комментатора - иеромонаха Стефана (Варфоломеева), руководителя информационно-издательского отдела Сыктывкарской епархии.
Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим в обращении к верующим выразил благодарность за организацию трансляции врио главы Коми Ростиславу Гольдштейну.
В ночь с 6 по 7 января Владыка возглавил праздничное Рождественское Богослужение в Свято-Стефановском кафедральном соборе Сыктывкара и передал послание Патриарха Русской православной Церкви Кирилла, которое оглашали во всех епархиях и церквях страны.
На праздничную службу собралось множество прихожан и гостей, а также казаки, которые традиционно охраняют верующих в дни великих празднований, и эта традиция активно возрождается в Коми.
Христианам 21 века, чтобы стать причастниками этого божьего благодеяния, нужно просто отвечать на любовь божью взаимностью, верить и всецело доверять Богу, исполнять Евангельские заповеди, уклоняться от зла и творить добро.
"Каждый из нас призван к радости и полноте жизни, а это невозможно без Бога - он источник всех благ, - напомнил Владыка Питирим. - Обладая свободой воли, человек может выбрать себе благодатную жизнь, любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, кротость воздержание, а может выбрать жизнь без веры. Благодатность тем, кто хранит верность каноническому православию — мы едины. Христианам некого бояться — если Бог за нас, кто против нас?"
Прихожане смогли исповедаться прямо во время праздничного богослужения.
6 января стало кульминацией Рождественского поста для верующих. Этот день называют Навечерием или Рождественским сочельником от слова "сочиво". Это постное блюдо, приготовленное из крупы, орехов, сухофруктов и меда. Такой едой христиане поддерживали свои силы в течение всего рождественского сочельника. Некоторые христиане, по благословению своих духовников, в этот день вообще не пьют и не едят.
Верующие Коми отстояли Великое Повечерие, Утрени, чтение Часов и собственно Божественную литургию, на которой таинство евхаристии (или Причащения Святых Христовых таин) стремятся совершить сотни верующих, подводя итог долгому посту и ожидания главного праздника - рождения Богочеловека. В литургической части длинной ночной службы чтение Евангелия посвящено главному христианскому событию - Рождеству Иисуса Христа.
Её венчает таинство причастия, завершающее для постившихся долгий путь к празднику.
Именно для причастия готовились, постились люди, стояли службу, и именно на причастии происходит соединение с Христом, обновление души и тела. Этот обряд - источник вечной жизни и спасения. Под видом белого хлеба и красного вина христиане принимают в себя самого Господа, его пречистое тело и кровь.
Раньше именно в эти дни люди принимали Крещение, поэтому праздники Крещения и Рождества не были разделены, как сейчас.
Песнопения, молитва, ночная служба — тот самый подвиг, чтобы подготовить себя к достойному причастию. На глазах верующих произошло освящение пяти хлебов, пшеницы, вина и елея — в традиции православных это прообраз евангельского события, когда Христос чудесным образом насытил пятью хлебами пять тысяч человек.
После чего прошло помазание святым елеем — символом духовной сил и исцеления и само причастие. С самых древних библейских времен считалось, что оливковое масло обладает лечебными свойствами, поэтому елей использовался как лекарство от множества болезней.
Те, кто не мог выстоять 4-часовую службу, но продолжают дело Стефана Пермского на коми земле, отдали дань младенцу Христу в вертепах, построенных у каждого храма. Такой соорудили и у собора.
Как было отмечено в ходе трансляции, праздник Рождества Христова имеет символом белый цвет. Именно в таких одеждах Владыка провел праздничную службу.
Питирим призвал к молитве всем святым — разделения на русских и киевских святых в Русской православной церкви нет. Поэтому в ходе трансляции было отмечено, что руки тех, кто борется с православием и ведет к расколу церкви, не отмоет даже мученическая кровь.
В ходе богослужения в соборе выключили свет, что стало отражением человеческих грехов, бед, кризисов, катаклизмов, внутренних переживаний, духовного перегорания. В этот момент звучала молитва — надежда на милосердие божие, потому что именно искренняя молитва может зажечь огонь жизни. Люди погрузились в ночь — символ, когда тьма образует греховную тьму. И тогда участники праздничного богослужения начинали молиться о горожанах и Сыктывкаре с просьбой сохранить город и каждого человека.
Собрание в церкви множества людей означает, что все мысли и чаяния собираются вместе — такая молитва более угодна перед Богом и более сильная.
Правящий архиерей Питирим несколько раз выходил в народ, собравшийся в соборе, как шел Иисус Христос к людям, кадил их и призывал, чтобы они почувствовали Божью благодать и больше молились. В это же время проносили иконы, которые находятся в храме.
В завершении богослужения Владыка Питирим обратился с назидательным словом и поздравил православных. В эту светозарную ночь все приобщились к благодати, особенно те, кто причастился. Причастие — это сила духовная и телесная и оставление грехов, напомнил он.
Владыка отметил, что в России есть большая радость - иметь преемственность, именно поэтому президент Владимир Путин борется за восстановление храмов и имени святых, чтобы вера была кровью и плотью каждого.